Диана Шароди: Вы слушаете Свободное радио, в эфире программа “Нам нужно об этом поговорить”. Это формат нашего разговора с психологом о психологическом здоровье. Простые, обыденные и не совсем вопросы и советы “что делать?”. У микрофона для вас работает Диана Шароди, а в студии я уже приветствую нашу гостью – психолога, арт-терапевта и бизнес-тренера Анну Бартыш. Добрый день!
Анна Бартыш: Здравствуйте!
Диана Шароди: Говорить сегодня будем об очень актуальной теме для подростков и их родителей – буллинге. Буллинг – это относительно новый термин для украинца, для начала объясним нашим слушателям, что буллинг – это агрессивное поведение по отношению к человеку, с целью унизить его, физически или психологически самоутвердиться. Так ли это, Анна?
Анна Бартыш: Да, это правильно. Это агрессия к детям, согласна.
Диана Шароди: По статистике инициативы Стоп Буллинг, на сегодня 80% украинских детей подвергаются травле, даже не осознавая этого. Во всех социальных системах – классы, кружки или группы, – всегда есть лидер, средняя группа и так называемый «изгнанник». Хотя, к примеру, в начальной школе дети еще не занимаются жестким буллингом, но уже могут быть неприветливыми и раздражительными к другим. Где же сегодня можно встретить явление буллинга чаще всего?
Анна Бартыш: Чаще всего буллинг встречается все же в школе, и также на работе в коллективах. Вообще работа и школа это такие два крупнейших места, где концентрируется буллинг.
Диана Шароди: Какие существуют проявления психологического и физического буллинг?
Анна Бартыш: Физическое – это пощипывание, издевательства типа драк, толкание, все, когда мы касаемся ребенка, для того чтобы навредить ему. То есть, если один ребенок толкает другого, то это уже буллинг. Если психологически, то это, например, дразнилки, жалобы, отвратительные прозвища. Все, что направлено на то, чтобы подавить ребенка, – буллинг. Или фразы “ты этого не сделаешь”, “другие лучше тебя”, это также проявление психологического буллинга.
Читайте также: Славянский суд решил не наказывать студента, который травил своего одногруппника
Диана Шароди: А почему так происходит? Почему возникает такая агрессия? Особенно среди детей.
Анна Бартыш: Потому что дети еще не сформировавшиеся личности, они не знают как правильно привлечь к себе внимание. И что первое приходит на ум, это обиды могут быть: обидеть кого-то более слабого, обзывание, драки. То есть, это возникает из-за того, что дети еще не могут правильно применять свои эмоции, и правильно выражать их.
Диана Шароди: Как понять, что ребенок является жертвой буллинга? Есть ли какие-то характерные признаки?
Анна Бартыш: Заранее эти дети молчаливы, стесняются. Если говорим о жертве буллинга, то ее можно увидеть по поведению в коллективе, сотрудничеству с другими, разговорам. Обычно такие самоуверенные дети являются агрессором, а более застенчивые дети могут оказаться под ударом буллинга.
Диана Шароди: А является ли в данном случае обидчик также жертвой? Почему?
Анна Бартыш: Обидчик, я считаю, что является жертвой. Это проявление может идти из семьи, потому что если ребенок видит такой пример общения в семье, то начинает его воспроизводить в своей среде. Если к нему так обращаются, то он проецирует такое отношение в школе. То есть, по-другому такого ребенка не научили, и с одной стороны он сам является жертвой этого буллинг.
Диана Шароди: Кто должен в учебных заведениях следить за отношениями между детьми?
Анна Бартыш: Ну, если в школе, то это, конечно, классный руководитель, и они должны очень тесно сотрудничать с психологами. Не надо бояться, замалчивать, закрывать за дверью эту проблему. Об этом надо говорить. Например, если это беседа для родителей, то пригласите психолога, поговорите об этом. Это помогает.
Читайте также: Краматорчанка получила 850 гривен штрафа за то, что ее дочь высмеивала фото своей одноклассницы, – решение суда
Диана Шароди: А вот если проблему буллинга в классе или группе уже обнаружили, какие меры должны предпринимать учителя и воспитатели? Школьный психолог? Родители? Как вообще в таком случае между ними распределяется ответственность?
Анна Бартыш: Когда проблему уже обнаружили, то ответственность за это несут родители и классный руководитель – взрослые сформировавшиеся личности.
Диана Шароди: Что конкретно следует делать родителям в том случае, когда их ребенок стал жертвой травли?
Анна Бартыш: Что касается школьного коллектива, то это беседа или тренинги в коллективе. Основная их цель – объединить детей. Например, можно придумать утром уголок рассказов, где дети бы делились своими впечатлениями, эмоциями. Когда дети это обсуждают, они становятся более общительными. То есть такие разные интересные упражнения на сочетание детей в коллективе.
Диана Шароди: А родителям что делать?
Анна Бартыш: Здесь также беседы, какие-то общие дела, благотворительность и так далее. Совместная работа, походы, путешествия по возможности. Конечно, это дело не одного дня.
Диана Шароди: Нужна ли в такой конфликтной ситуации помощь ребенку агрессору?
Анна Бартыш: Да, конечно.
Читайте также: В полиции рассказали, как правильно привлечь к ответственности за буллинг
Диана Шароди: Что в таком случае нужно делать и кому? Кто должен решать эту проблему и каким образом?
Анна Бартыш: Это все же больше вопрос родителей – что они делают не так? Как они общаются с этим ребенком? Почему он агрессивный? Что его беспокоит? Возможно у родителей есть ссоры дома, и ребенок очень страдает из-за этого. Это может быть просто способ привлечь внимание к своей проблеме. Надо узнать, что вообще произошло.
Диана Шароди: Какие последствия буллинга? К чему вообще это может привести?
Анна Бартыш: Если ребенок жертва физического буллинга – различные травмы, ухудшения здоровья. Если говорим о психологическом, это тоже немаловажно, потому что личность может быть по жизни дальше закрытой и очень неуверенной, если в детстве ее так “забить”. Что касается агрессора, то мы получим очень жестокого человека, который будет оскорблять других, а в будущем может бить и своего ребенка. То есть здесь последствия очень серьезные как для жертвы, так и для агрессора.
Диана Шароди: Недавно Верховная Рада ввела штрафы за буллинг. Так, согласно документу, штрафом в размере от 850 грн до 1700 грн, или общественными работами от 20 до 40 часов, наказывают за травлю несовершеннолетних.
Если такое правонарушение повторилось или было совершено группой лиц, то штраф увеличивается до 3400 грн, или наказанием выбирают общественные работы от 40 до 60 часов. За буллинг, который совершили малолетние или несовершеннолетние, отвечают родители обидчика. Наказание предусмотрено и для тех, кто не сообщил про буллинг – в виде штрафа от 850 до 1700 грн. Насколько это правильно с вашей точки зрения?
Анна Бартыш: Я с этим согласна, потому что правильно указано – большинство учителей, когда видят буллинг, не говорят ни родителям, ни другим специалистам. И когда я вижу со стороны что происходит, то прихожу и спрашиваю что случилось. Но руководители лично могут не передавать никакие проблемы, боятся что ли. То есть, чтобы решить проблему нужно о ней говорить, и этот штраф для учителей – хорошая мотивация.
Диана Шароди: Что вы как психолог, посоветуете родителям для профилактики и предупреждения буллинга?
Анна Бартыш: Для профилактики и предупреждения, мне кажется, что надо больше разговаривать с ребенком. Приучать его к тому, что все дети разные, все они имеют право на жизнь, на самовыражение, на свои личные свободы. Этому нужно приучать с детства, показывать, водить на кружки, в группы. И когда вы ссоритесь, разговаривайте и узнавайте о предпосылках, причинах этой ссоры. Не оставляйте ребенка в одиночестве, не говорите “а, решай сам(а)!”, Потому что он сам и решит, что ему лучше. И не всегда это правильно.
Диана Шароди: Что ж, спасибо вам за такую интересную беседу. Я напомню, что мы общались с психологом, арт-терапевтом и бизнес-тренером Анной Бартыш. В эфире Свободного радио была программа “Нам нужно об этом поговорить”. Это формат общения с психологом, где мы обсуждаем бытовые темы и влияние на наше психологическое здоровье. Если есть вопросы или предложения относительно темы последующих интервью – пишите нам на страницу Свободного радио в Фейсбук или Инстаграм.
Читайте также:
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.