Поддержать
Изображение к публикацииЧинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку»

До недавнего времени на складах ВСУ пылились военные грузовики советских времен. Некоторые из них получили шанс послужить украинским бойцам. Устаревший транспорт ремонтирует и отправляет на передовую проект «Тачка на ТРОкачку». Мы расспросили, как проходит возвращение техники к жизни, кто помогает и чего уже удалось достичь.

О работе проекта Вильному радио рассказал один из его инициаторов, офицер управления логистики штаба Командования Сил ТРО ВСУ Виктор Шевченко.

«Железные кони» для бойцов теробороны

Инициатор проекта делится, что «Тачка на ТРОкачку» уже более 4 месяцев пытается обеспечить потребности фронта в военных грузовиках. Списанные машины, хранящиеся на складах ВСУ, чинят и передают тероборонцам на передовую. Помогают волонтеры, работники частных СТО, предприниматели, крупный бизнес, а также украинские и зарубежные благотворительные фонды. Небезразличные украинцы, говорит Виктор, тоже поддерживают инициативу пожертвованиями.

Проект был создан в октябре прошлого года специально для Сил теробороны. Отчетность и деятельность контролирует командованием.

Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 1
Facebook/Тачка на ТРОкачку
Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 2
Facebook/Тачка на ТРОкачку

«На «нуле» катастрофически не хватает военных грузовиков, обязательно полноприводных. Они должны быть неприхотливы в ремонте, чем не похвастаются современные автомобили или старые европейские. Идея проекта лежала на поверхности — грузовики хранятся на складах ВСУ, ждут свое время для списания. Им около 30-40 лет, советского производства. Среди них есть машины в более-менее нормальном состоянии. Конечно, ВСУ их ремонтируют, но не такое большое количество, у них просто не хватает рук.

Подумал, что неплохо бы ремонтировать их на частных СТО. Вроде бы простая идея, но никто за это не брался. Так как есть определенный документооборот внутри войска ВСУ, определенные трудности с этим. И мы попробовали. И скажу вам больше – нам удалось”, – рассказывает инициатор проекта Виктор Шевченко.

Как идея переросла в успешный проект

Вообще я совладелец международной логистической компании, до войны работал ее гендиректором. За два дня до полномасштабного вторжения решил присоединиться к теробороне. С тех пор служу, защищаю страну. Сейчас — в должности офицера управления логистики штаба Командования Сил ТРО ВСУ”, — рассказывает Виктор Шевченко.

Идея проекта, говорит он, началась с задачи от командования вывезти два батальона на «ноль». Их нужно было обеспечить всем необходимым, а грузовиков в тот момент не было.

Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 3
Из архива команды проекта «Тачка на ТРОкачку»

Ситуация была критическая, а время ограничено. Раньше я часто ездил к нашим ребятам, забирал машины и видел, где они находятся, в каком состоянии, что с ними происходит. Видел огромную потребность в военных авто. Решил предложить руководству ремонт советских, потому что они есть на складах. Поначалу в идею не очень верилось. Грузовики были в ужасном состоянии”, — говорит Виктор Шевченко.

Такой транспорт, по его словам, очень нужен нашим защитникам. Он способен проехать по бездорожью — полями, лесами или болотами — и везти немало оружия, боеприпасов или личный состав.

Как говорят, глаза боятся, а руки делают. Мы решили взять на пробу 7 грузовиков разных категорий. Через три недели удалось их починить и отправить нашим тероборонцам. Был ясен и весь путь, и как по нему идти. То есть документооборот, стоимость и так далее. После этих грузовиков уже официально создал рабочую группу, которая занимается этим вопросом и сейчас”, — вспоминает соучредитель проекта и военный Виктор Шевченко.

Грузовиков, которые починили и отправили на фронт по проекту «Тачка на ТРОутку», уже около 130. Еще 120 — в процессе ремонта, бронирования или отправки на передовую.

Ремонт старых грузовиков экономит деньги и время

Проект «Тачка на ТРОкачку» выигрывает во времени и средствах, утверждает военный. Передать бойцам европейский грузовик 80-х годов обойдется в десятки тысяч евро. И она тоже будет нуждаться в ремонте. В то же время «апгрейд» советских, когда-то стоявших на вооружении Украины, будет стоить значительно дешевле.

Когда мы сейчас покупаем военные авто в Европе – ждем около 2 месяцев. Говорю о европейских ДАФах и МАНах. Стоит это от 40 тысяч евро. Плюс добавьте еще минимум 2-3 тысячи на логистику, чтобы забрать ее в Украину, а еще не забывайте о ремонте. А чтобы починить советский грузовик, нам необходимо от 3 до 10 тысяч долларов. 10 – это полный капремонт, а где-то 3-4 – это замена лишь некоторых частей, чтобы машина, грубо говоря, поехала. К примеру, сцепление, руль, тормоза или колеса”, — объясняет Виктор Шевченко.

Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 4
Facebook/Тачка на ТРОкачку
Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 5
Facebook/Тачка на ТРОкачку

Продолжительность ремонта зависит от неисправности – в среднем на одну машину нужно от 2 до 3 недель. К жизни грузовик возвращают несколько механиков проекта. Но есть и дружеские СТО в разных областях Украины, которые тоже помогают с ремонтом техники для военных.

Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 6
Из архива команды проекта «Тачка на ТРОкачку»

Не все разбираются в такой старой технике. В начале были трудности. Механикам, которые согласились помогать нам и приобщились к проекту, приходилось искать информацию в интернете или книгах. Когда мы начинали, их было всего семь, а сейчас по меньшей мере 50 человек. Мы не считаем точно, но примерно так. Уже успели набраться опыта: видят машину и понимают, что с ней не так”, – говорит Виктор Шевченко.

Самая большая проблема — нехватка запчастей

Один из механиков проекта делится сложностями работы и отмечает: большая часть рабочего времени идет на поиск запчастей.

Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 7
Из архива команды проекта «Тачка на ТРОкачку»

Машина старая – это понятно. К тому же заводы-производители запчастей либо находятся в стране-агрессорке, либо вообще никто уже не выпускает их. Приходится искать альтернативу: у нас в Украине есть небольшие заводы, производящие аналоги этих запчастей, также ищем китайские аналоги. Если запчасть закончилась на рынке в Украине, то раньше, чем через 2-3 месяца, она не приедет к нам никак. Здесь и возникают затруднения. Ищем выход, тратим время на звонки, разговоры, но ищем”, — делится механик проекта Евгений Могилов.

Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 8
Из архива команды проекта «Тачка на ТРОкачку»
Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 9
Из архива команды проекта «Тачка на ТРОкачку»

Такие грузовики можно назвать неприхотливыми в ремонте, но, как говорит Евгений, не каждый специалист способен привести в порядок машину.

Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 10
Из архива команды проекта «Тачка на ТРОкачку»

Если сравнивать с современной иномаркой, конечно, советский грузовик легче сделать. Наши воины, вдруг что, смогут самостоятельно минимально поремонтировать, чтобы доехать хотя бы до ремонтной базы. А вот с современными так не получится, у них — электронное устройство, управляющее всеми системами. У советских машин по электронике — только свет и распределитель зажигания. Но ведь не думайте, что это как велосипед собрать. Человек, который уже понимается в грузовиках, условно через месяц может научиться чинить любую иномарку, а вот наоборот — нет», — утверждает Евгений Могилов.

Отзывы украинских бойцов — показатель успеха

По словам Виктора Шевченко, сейчас тероборонцы на передовой остро нуждаются не менее 4 тысяч полноприводных грузовых автомобилей, которые перевозили бы вооружение и личный состав.

Жизнь транспорта на “нуле” коротка. Потребность всегда есть, вы же понимаете, что такое война. Были случаи, когда наши военные не доезжали на гражданском джипе до нужной точки. Не те дороги, вернее, их отсутствие. Носили все необходимое примерно 1,5 километра просто руками. Эти же грузовики выполняют то, что они должны — спасают жизнь наших ребят и помогают им спасать страну от врага. По отзывам бойцов мы видим необходимость нашей инициативы. А это реальный показатель успешности такого проекта», — отмечает инициатор проекта Виктор Шевченко.

Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 11
Отзыв военного с сайта проекта «Тачка на ТРОкачку»
Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 12
Отзыв военного с сайта проекта «Тачка на ТРОкачку»
Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 13
Отзыв военного с сайта проекта «Тачка на ТРОкачку»

Кто помогает проекту ставить силы теробороны на колеса

Как рассказывает Виктор, один из крупнейших их спонсоров — американский фонд.

Мы их поразили. Представители фонда приезжали на станцию, мы показали им грузовики «до» и «после». Они были реально поражены, потому что это военная техника, которую в принципе никогда гражданские не чинили. Их удивило, что можно такие старые машины вернуть к жизни. Фонд решил донатить нам на постоянной основе”, – говорит военный.

Он говорит, что их проект – последний боевой выход грузовиков советского производства.

Чинят старые грузовики для передовой: как работает проект «Тачка на ТРОкачку» 14
Facebook/Тачка на ТРОкачку

В мирное время нам не нужны эти старые авто. Нам и сейчас поставляют современную и надежную технику, хотя потребность и больше. Надеюсь, на базе ВСУ будет именно такая техника, а советский металлолом поможет победить и исчезнет. Но война продолжается, работы для нашей команды еще много, потребностей на передовой — тоже. А помочь нам может каждый из вас: кто руками, кто через донат на сайте. Но в первую очередь, мы рассчитываем на средства крупного бизнеса, частных инвесторов. Конечно, на предприятия, СТО, крупные компании, которые занимаются грузовой техникой», – говорит Виктор Шевченко.

Команда проекта «Тачка на ТРОкачку» постоянно отчитывается о проделанной работе. Поддержать или присоединиться к инициативе можно через сайт или их страницы в соцсетях — Facebook и Instagram.

Напомним, ранее мы также рассказывали о проекте “Землячки”, который помогает украинским женщинам-военным.

Читайте также:


Загрузить еще