Мариуполь Андрей Гежа вместе с командой ремонтирует дроны для военнослужащих. Начали помогать еще в родном городе. Сейчас работают в Запорожье и Черкассах. На счету мастеров более двухсот отремонтированных и возвращенных на фронт “птичек”. Больше всего дронов сейчас поступают на ремонт из Донецкой и Запорожской областей. Мы узнали, как работает инициатива, и как можно помочь или попросить о помощи.
Первые коптеры ремонтировали в Мариуполе под обстрелами
Андрей Гежа по специальности радиоинженер, до полномасштабного вторжения занимался ремонтом электронного оборудования. Когда в Мариуполе начались бои, к нему за помощью обратились военные, у которых были поврежденные коптеры.
““Халабуда” (образовательный и волонтерский центр — ред.) тесно взаимодействовала с различными военными подразделениями, в частности “Медведями” (подразделение “Медведи”, входящее в состав полка “Азов” — ред.), которые использовали помещение “Халабуды” как место, где можно немного отдохнуть и поесть. Они были первыми, кто обратился за помощью с ремонтом дрона, потому что самих дронов было очень мало, и они были критически необходимы. Ремонт был сложным, потому что имели дело с микроэлектроникой, и еще постоянно шли бомбардировки, поэтому нужно было работать быстро”, — вспоминает Андрей.
После эвакуации в Запорожье мужчина задумался о возможности ремонтировать дроны для фронта там. Благодаря зарубежным друзьям и партнерам удалось получить необходимые инструменты и запчасти. Сейчас уже работают две мастерские: первую запустили в мае 2022 года в Запорожье, вторую открыли в Черкассах после переезда туда.
“У нас в команде несколько человек: кто-то занимается ремонтом, кто-то печатает на 3D-принтере сбросы (система сброса груза – ред.) и детали, кто-то общается с военными и организует прием на ремонт и выдачу готовых дронов, доставку запчастей, кто-то собирает деньги на запчасти.У каждого члена команды есть свои уникальные качества и опыт работы с дронами или микроэлектроникой. Есть те, кто занимался использованием дронов в сельском хозяйстве и их опыт стал важным на первом этапе становления мастерской. Есть инженеры с опытом ремонтов электроники. Есть много друзей и знакомых, которые контактируют с военными с 2014 года, благодаря чему удалось быстро наладить взаимодействие по линии ремонтов”, – рассказывает Андрей.
В мастерских уже отремонтировали более 200 коптеров. Их военные присылают по почте. Или если восстановить дрон нужно срочно, привозят в заранее выбранное место, чтобы не привлекать лишнего внимания других людей. Больше всего поврежденных коптеров поступает из самых горячих точек — в основном из Донецкой и Запорожской областей. На ремонт одного дрона уходит от 40 минут до нескольких часов.
Ремонт одного дрона обходится в 150 – 200 долларов
“По сложности ремонта по сравнению с бытовой техникой дроны похожи на компьютеры или смартфоны. Основная сложность заключается в маленьких размерах элементов – часто без микроскопа не обойтись”, – рассказывает Андрей.
По его словам, ремонт дронов помогает не только сэкономить средства, но и иногда доставить на передовую отремонтированный — быстрее, чем покупать новый.
“В среднем, стоимость ремонта одного дрона составляет 150 – 200 долларов при стоимости нового до 3000 долларов. Количество дронов в войске достаточно большое, большое количество повреждается каждый день. Сейчас уже ощущаются сложности с приобретением и ввозом дронов в Украину”, — говорит мужчина.
Связаться с военной мастерской можно через телеграмм-канал Halabuda, или по номеру 0977430027. Те же контакты могут использовать люди, которые хотят поддержать проект.
Напомним, ранее мы рассказывали, как мариупольчанка Наталья Гаецкая во Львове делает окопные свечи из вторсырья для военнослужащих.
Читайте также:
Этот материал создан в рамках проекта «Срочная поддержка ЕС для гражданского общества», внедряемого ІСАР Єднання при финансовой поддержке Европейского Союза. Его содержание является исключительной ответственностью автора и не обязательно отражает позицию Европейского Союза.