Изображение к публикации«Дети с радостью учили гимн Украины»: интервью с бахмутской учительницей про учебу во время войны
Фото: Юлія Муханова

Юлия Муханова 6 лет преподает украинский язык и литературу в бахмутской школе №7. До середины лета она проводила уроки из прифронтового Бахмута, а затем эвакуировалась. Учительница рассказала, как вела уроки во время обстрелов, насколько тяжело было учителям и ученикам привыкать к учебе в условиях войны и легче ли стало работать дистанционно.

 

Как выглядит ваша работа после начала полномасштабного вторжения?

Мы уже работали в формате онлайн-обучения. Поэтому это не было для нас проблемой, поскольку еще во время пандемии [COVID-19] мы вынуждены были покинуть парты и перейти к домашним компьютерам. Но ведь проблема была в постоянных обстрелах, перебоях со связью, работать было тяжеловато. Однако мы находили выходы: звонили по телефону детям, делали различные опросы и тесты.

«Дети с радостью учили гимн Украины»: интервью с бахмутской учительницей про учебу во время войны 1
Юлія пише радіодиктант національної єдності. Фото: Юлія Муханова

Есть ли разница в дистанционной работе сейчас и во время пандемии COVID-19?

Да, в первую очередь во время пандемии были все же послабления и мы иногда виделись с детьми, в масочках и на улице, но пересекались и виделись. А когда ограничения снимали, мы сразу собирались в классе, да, в масках, но уже видели друг друга. Сейчас еще во время [полномасштабной] войны добавилась тревожность на уроках. Потому что эти постоянные тревоги все же напоминают, что может произойти во время тревоги.

Как вы реагируете на воздушные тревоги?

Когда начинается тревога, я говорю: «Дети, началась воздушная тревога, предлагаю вам перейти в более безопасное место, в подвал или коридор по системе двух стен». После конца воздушной тревоги дети возвращаются на урок.

Однако бывают же тревоги в разных регионах. Поэтому взрослые дети, бывает, сами говорят: «Извините, у меня воздушная тревога», отключаются и уходят в безопасное место. Затем уже самостоятельно дорабатывают материал, который был на уроке.

Расписание уроков не изменилось из-за воздушных тревог?

Учебный процесс начинается в 8:50, я даю установку на сегодняшний день. Потом у нас всеукраинская минута молчания и первый урок. Если это синхронное занятие, они идут в Google Meet (сервис, через который можно совершать видеозвонки, — ред.), а если асинхронное, то они самостоятельно смотрят видео или учат. Такого, чтобы дети с 8:00 до 16:00 сидели за компьютерами, нет. У нас все вычислено по министерскому приказу, какую нагрузку на какую категорию детей мы даем.

«Дети с радостью учили гимн Украины»: интервью с бахмутской учительницей про учебу во время войны 2
Фото: Юлія Муханова

Почему уроки начинаются почти на час позже обычного?

Мы знаем, что воздушные тревоги и ночью бывают, дети встревожены, мы не знаем, спали ли они ночью. Потому и решили начинать позже.

Мероприятия приходилось переводить в онлайн-формат?

Как классная руководительница, тогда еще 9 класса, я делала выпускной в онлайн-формате. Мы встретились с детьми, пожелали друг другу лучшего будущего и сделали памятное видео, собрав все фотографии.

«Дети с радостью учили гимн Украины»: интервью с бахмутской учительницей про учебу во время войны 3
Юлія зі своїми ученицями. Фото: Юлія Муханова

Как выглядит общение с детьми при дистанционном обучении?

Мы работаем и встречаемся через Google Meet. Еще у нас в вайбере и телеграмме группы, где мы с детьми постоянно на связи. Если дети не могут выйти, они сразу отписываются в мессенджере, что хотя бы «со мной все хорошо».

Скучаете по живому общению?

Не хватает здорового контакта с детками. Все же хочется поближе к ним находиться. Наша профессия в первую очередь черпать энергию в позитиве детей. Поэтому хочется идти на работу, особенно утром, когда на улице пасмурная погода, а ты переступаешь порог в школе, видишь детей, которые кричат: «Юлия Игоревна, доброе утро», то это все… Забываешь что ты хотел спать — это позитив и не истощаемая энергия с детей. Сейчас этой подкормки очень не хватает.

«Дети с радостью учили гимн Украины»: интервью с бахмутской учительницей про учебу во время войны 4
Юлія зі своїми учнями. Фото: Юлія Муханова

Экраны монитора не могут передать эти ощущения?

Нет, они не передают, тем более, что сейчас такой возраст у детей, что у кого-то могут быть психологические проблемы [из-за включенной камеры]. Например, у кого-то может быть полный дом людей, кто-то в школе или церкви проживает, потому что все же переселенцы, и потому не все дети могут включить вебкамеру.

Есть ли сейчас задача учить стихи и пересказывать произведения на дистанционном обучении, и как это можно контролировать?

Стихи мы учим, есть устные и письменные изложения. Есть дети, которые действительно учат наизусть, и им это интересно. Вот у нас в 6-м классе было очень актуальное стихотворение «Ой в лугу калина», которое мы перепели, и дети с радостью его изучили. Кто-то пел, кто-то записывал прикольные видео с песней. Дальше мы учили гимн Украины, конечно, полностью, а не отрывок. Дети учили с радостью, потому что патриотическое воспитание у нас на высоком уровне.

Возможно, и есть хитрецы. А так это же дети, некоторые просто говорят, что не хотят и не будут учить. Бывают такие моменты, и я говорю: «Хотя бы прочти его с выражением», хоть какую-то оценку поставлю за попытки.

То есть из-за открытой войны вы не давите сейчас на детей?

К детям сейчас более лояльно относимся, им и так тяжело, они вне дома, нет рядом друзей. Тем более, мой 10 класс — это уже взрослые дети, и они воспринимают все это как взрослые, держа больше в себе. Поэтому если давить на них, мне кажется, им психологически будет еще труднее.

Среди ваших учеников есть те, кто до сих пор остается в Бахмуте?

Скажу за свой класс: у меня остался в Бахмуте один мальчик.

Как он учится?

У него есть учебники, которыми он обменялся с детьми, которые сейчас в 11 классе. С ним я общаюсь по телефону, когда есть связь и мобильный интернет. Он учится самостоятельно, выполняет и передает самостоятельные и контрольные работы. Контролировать его непонятно как, потому что связь постоянно пропадает. Поэтому сегодня, например, контрольная, все ее сделали и отправили, а он отправляет, когда появляется связь.

Ребенок очень положительный, но у родителей сложные обстоятельства, поэтому они не могут уехать. Впрочем, он даже в таких условиях принимал участие в областном конкурсе ко Дню украинского казачества и Дню защитников и защитниц Украины. И он занял второе место по области, создав патриотический смайл.

«Дети с радостью учили гимн Украины»: интервью с бахмутской учительницей про учебу во время войны 5
Конкурсна робота учня Юлії. Фото: Юлія Муханова

Все ваши ученики остались на территории Украины?

4 девочки за границей учатся параллельно, то есть пошли в местные школы и остаются в нашей. В первой половине дня они учатся в зарубежных школах, а затем в синхронном формате выполняют работы в нашей школе, чтобы получить украинское образование.

Для справки:
Во время синхронного обучения учащиеся посещают уроки и общаются между собой благодаря аудио- или видеоконференциям. Такой формат больше похож на офлайн-обучение, но исключает самостоятельную работу.

Какие сложности возникают при работе из-за войны?

Еще в начале [открытой] войны мои ученики были в 9 классе и еще находились в Бахмуте. Ракеты стали прилетать в город, и у детей была массовая тревожность. А это был май, конец учебного года, надо было выполнять контрольные работы, а дети говорили: “Вы слышите, что вообще за окном? Я не буду выполнять эту контрольную работу, я не хочу учиться, мне страшно и очень плохо”.

Индивидуально проводила беседы и говорила: «Солнышко успокойся, давай я тебе помогу». Звонила учителям и просила дать детям время, чтобы они могли выполнить контрольную работу позже, когда успокоятся. Постоянно к каждому ребенку искали особый подход, мы же учителя и психологи и должны постоянно успокаивать детей и родителей.

С родителями тоже приходится работать?

Когда [полномасштабная] война началась, родители постоянно находились в состоянии всеобщей тревоги. Звонили и говорили: «Юлия Игоревна, а можно с вами пообщаться, уезжать ли, что делать?» Вот даже случаи были.

Что вы советовали родителям, когда они советовались с вами об эвакуации?

Конечно, уезжать, потому что я понимала, что будет с городом. Это был обязательный совет, говорила: «Вы должны в первую очередь сохранить детей».

Вы сами когда эвакуировались из Бахмута?

Покинула Бахмут я не сразу, а в начале июля. Мой муж военный приехал и сказал, что уже пора. В городе уже были массовые обстрелы, это был большой стресс. Начала исчезать связь, появились проблемы с интернетом, и я понимала, что не смогу качественно работать во время учебного процесса.

У меня была очень тяжелая эвакуация, потому что в моем доме жили 3 собачки и у родителей еще 3 собачки, всего 6 собак и 4 кошки. Наняли грузовик, туда собрали наши вещи и еще ехали дополнительно на двух легковых машинах. Я ехала с мужем, у нас небольшая машина Kimo Chery, и в ней в корзинах сидели кошки. Также с нами сидели 4 неконфликтных собаки. Родители ехали в другой машине, и у них сидела одна собака спереди и еще овчарка на заднем сиденье.

Для животных это был очень большой стресс. Покупали им постоянно успокаивающее. Без этого, мне кажется, они не пережили бы такое путешествие. Дом для всех нашли в Днепре. Сейчас все животные живут в одном дворе.

После эвакуации из Бахмута учебный процесс стабилизировался?

Более-менее, но у меня 5 учеников находятся тоже в Днепре, и когда были прилеты по городу, в том числе и по центру, мне писали дети и спрашивали все ли со мной хорошо, потому что сами они сидели в подвалах. Они живут в многоэтажках, и когда начинается воздушная тревога, их консьерж массово выводит в подвал. Было такое, когда ночью дети собирались и шли в подвал и, конечно, что утром никто из них не выходил на учебу из-за беспокойной ночи.

Все равно с тревожностью мы сталкиваемся каждый день и объясняем детям, что они в безопасности, рядом с ними родители, и напоминаем соблюдать правила безопасности.

Дети, которые пропустили учебный день из-за тревожной ситуации, наверстывают пропущенное?

Они дорабатывают пропущенное самостоятельно. Я как классная руководитель веду журнал, где отмечаю, кто и когда не вышел на урок. Затем напоминаю, кто и что должен самостоятельно проработать, проверяю и смотрю, сдал ли ученик эту работу.

Бывает, что дети сами предупреждают или родители звонят по телефону и говорят, что ребенок не выйдет на онлайн-встречу из-за каких-то проблем. Я говорю «хорошо» и напоминаю, что на платформе «Новые знания» есть все задачи, презентации и видео для самостоятельной проработки, а также говорю, что именно нужно сделать.

То есть вы отвечаете не только за свои предметы, но и за все в классе, где вы классная руководительница?

Конечно, постоянно мониторю: «ага, там самостоятельная работа, а у ученика пустая клетка, нужно позвонить родителям». Напоминаю ребенку и родителям и спрашиваю, почему ученик еще не выполнил какое-нибудь задание, может забыл. То есть рука постоянно на пульсе и открыты все мессенджеры.

«Дети с радостью учили гимн Украины»: интервью с бахмутской учительницей про учебу во время войны 6
Юлія зі своїми учнями. Фото: Юлія Муханова

Онлайн-платформа не вносит лишних сложностей в работе?

Дети, бывает, говорят, что какая-то задача не прикрепляется и просят послать в телеграмм. Еще бывают массовые атаки на нашу платформу и она вообще не работает, дети сразу паникуют и спрашивают, куда присылать. Поэтому начинают пересылать выполненые задания через разные мессенджеры. 

Зарплата не стала меньше или больше из-за работы в условиях войны?

Нет, все хорошо, получаем без задержки, даже на день учителя выдали премию в размере оклада.

***

Напомним, мы рассказывали об учительнице северской гимназии №3 Людмиле Денищук. Армия оккупантов уничтожила здание гимназии, но заведение продолжает работать онлайн. По словам женщины, ни учителя, ни дети не теряют надежды, что снова встретятся в стенах гимназии после войны. 

Читайте также:


Загрузить еще