Днипрова Чайка — украинская писательница. 1 ноября в Украине отмечают день рождения литераторши. 1916-18 годы она прожила на территории современной Донетчины. Мы собрали больше информации об этом периоде.
«Днипрова Чайка» — такой псевдоним когда-то выбрала для себя украинская писательница Людмила Василевская-Березина, произведения которой украинские школьники читают на уроках языка и литературы. А в музыкальных школах до сих пор изучают мелодии из детских опер Николая Лысенко «Коза-дереза» и «Пан Коцкий». Эти композиции созданы на либретто Днипровой Чайки.
Людмила Березина родилась в семье священника 20 октября 1861 (или 1 ноября по новому стилю) в селе на Херсонщине. Сегодня это село Зеленый Яр Николаевской области.
После окончания частной гимназии в Одессе она учительствовала в сельских школах Херсона. С 1885-го жила в Херсоне со своим мужем, историком Феофаном Василевским, работавшим там губернским статистом.
Печататься Людмила начала в 1885-м: тогда в одесском альманахе «Нива» впервые появились два стихотворения Днипровой Чайки: «Весточка» и «Песня», и рассказ «Знахарка».
Литератор писала не только лирику, но и пьесы, сказки, рассказы, очерки, поэзию в прозе. Основные темы ее творчества — тяжелая крестьянская судьба, жизнь интеллигенции, революционные события 1905 года. Писательница печаталась в основном в периодике западной Украины.
С 1908-го супруги перебрались в Киев, где Людмила принимает участие в работе киевских общественных организаций «Просвита» и «Громада», входит в круг киевской интеллигенции: знакомится с Николаем Лысенко, Михаилом Старицким, Борисом Гринченко, Лесей Украинкой и многими другими деятелями культуры того времени.
Там она написала либретто к детским операм — «Коза-дереза», «Капли-путешественницы», «Пан Коцкий» и «Весна-красна». И именно на либретто Днипровой Чайки выдающийся украинский композитор Николай Лысенко создает три свои детские оперы конца 19 века: это “Коза-дереза”, “Пан Коцкий” и “Зима и весна”.
Один из самых известных фрагментов оперы «Коза-дереза»
Краевед и журналист Владимир Березин считает: среди работников культуры Донетчины мало кому известен этот факт, и его мало популяризируют.
“Эти мелодии, фрагменты из этих детских опер Николая Лысенко раздаются в каждой музыкальной школе, в школах искусств. Но учителя никогда не говорят, что автор «Козы-дерезы» жила здесь! Дети должны расти с украинской музыкой! А нет у нас заполнения украинским, с этого все начинается», – говорит Владимир Березин.
В 1916 году Днипрова Чайка оказалась в Бахмуте. Она, 55-летняя вдова, приехала сюда из Александровска (тогдашнего Запорожья). Об этом периоде литератора Свободному радио рассказывает краевед Наталья Жукова.
“Бахмутский краевед Валентин Замковой и бахмутский историк Сергей Татаринов нашли в столичных книгохранилищах и библиотеках эссе и автобиографию писательницы, малоизвестные. И в них очень интересные данные о жизни Днипровой Чайки в Бахмуте в 1916-1918 годах”, — рассказывает Наталья Жукова.
Итак, из книги Валентина Замкового «Артемовский литературный цех» о бахмутском периоде Днипровой Чайки известно следующее:
А недавно сотрудница отдела рукописей Национальной научной библиотеки им. Вернадского Елена Степченко обнаружила еще одну неизвестную рукопись Днипровой Чайки, которая касается Бахмута. Об этом, по словам Натальи Жуковой, Сергей Татаринов написал в своей книге “Донбас-Бахмут. Постаті історії”. Из этого очерка о жизни писательницы в Бахмуте узнаем следующее:
По словам бахмутского краеведа, в Ступках был целый ландшафтный парк с домом-дворцом, дорожками, садовой мебелью, вазами, статуями и цветниками, беседками, теплицей с олеандрами. И обо всех этих деталях бахмутчане узнали из очерка “Ступки” Днипровой Чайки, о котором рассказал Сергей Татаринов.
«Имение лежало над тремя проточными прудами, пруды были рыбные, особенно верхний… Был островок с выстроенной беседкой, которая на лето обставлялась олеандрами в кадках, что я тоже застала в оранжерее. У островка привязаны лодки…Там паны любили пить чай. Не очень далеко от этого места стояла хорошая купальня, колоннада белая, большая с черным дощатым помостом, где танцевали. В другом конце пруда была пристань для лодок. Весь пруд был обведен клумбой, где еще остались многолетние цветы”, — цитирует фрагмент очерка Днипровой Чайки о Ступках Наталья Жукова.
Наталья Жукова вместе с краеведом Михаилом Кулишовым побывали, как они думают, на месте, описанном Днипровой Чайкой.
“Это на въезде в Ступки со стороны Бахмута справа от дороги — там еще остались, наверное, столетние тополя. Видно, что там было неглубокое озеро с островком посредине. Интересно, что это самое место Михаил Кулишов смог идентифицировать на карте немецкой аэрофотосъемки Артемовска 1941-42 годов, которая появилась в интернете – эта местность очень хорошо видна там. Днипрова Чайка описывает мародерство и разграбление этого имения как со стороны немецких оккупантов Украины времен гетмана Скоропадского, так и местных жителей», – говорит Наталья Жукова.
Она добавляет: Надежда Мажная, или Станкович, была и землевладелицей того участка, на котором в 1865 году голландские промышленники построили соляной рудник «Петр Великий».
“В архиве местного жителя Ступок, фотографа Романа Потапенко сохранилось фото позапрошлого века, на котором запечатлен его прапрадед, бухгалтер этой шахты Григорий Козырев, вместе с голландскими владельцами шахты и некоторыми ее “топ-менеджерами”. А в центре сидит, как мы считаем, эта самая генеральша Надежда Мажная. Мы занимались историей соляной шахты и были поражены этим неожиданным источником информации о Ступках!”, — говорит краевед.
По ее данным, в голландских семейных архивах даже сохранились фото этого поместья.
“Действительно, в альбомах Якобины Паардекоопер сохранились фотографии, на которых видим 2-этажное здание и озеро возле него. Голландцы вспоминают его и в своих письмах домой. (Кстати, они также отдыхали летом в Святогорске, в имении графа Рибопьера, и сохранили воспоминания и фотографии). Также краткое описание этого имения вошло в рассказ об этой шахте, написанный российским автором учебников по географии Сергеем Мечом. Он посетил эти места сам и тоже описал их», – рассказывает Наталья Жукова.
Добавим, с 1909 года Днипрова Чайка начала сильно болеть, а с начала 1920-х была прикована к постели, пыталась писать лежа. Ее не стало 13 марта 1927-го в селе Германовцы Киевской области. Писательницу похоронили в Киеве на Байковом кладбище. В 2011 году Нацбанк Украины выпустил монету из серебра номиналом в 5 грн к 150-летию со дня рождения Днипровой Чайки.
А биографы писательницы отмечают: до сих пор нет полного ее жизнеописания, анализа ее художественного наследия и переписки, не собраны рукописи. Значительная их часть хранится в рукописных отделах библиотек, исторических архивах или в частных коллекциях.