Ефим Сицинский: выдающийся историк Подолья, который жил и работал в Бахмуте (ФОТО)

Священник из Подолья Ефим Сицинский с конца XIX века исследовал историю родного края — церквей, крепостей, археологических памятников и прочих объектов. Собранные им артефакты стали основой исторического музея Каменца-Подольского, а изданные им труды по истории Подолья считают фундаментальными. Но о бахмутской странице из жизни ученого известно мало: на украинском востоке ученый жил и работал четыре года.
О том, что Сицинский делал в Бахмуте и каков его вклад в сохранение украинской истории, рассказали историки.
“Это выдающаяся фигура в краеведении Подолья! Ефим Сицинский преподавал в Бахмутском духовном училище несколько лет и продолжал заниматься краеведением Подолья. В 1885 году он окончил Киевскую духовную академию и получил направление работать учителем духовного училища Бахмута”, — рассказывает Вильному радио заведующий отделом Бахмутского краеведческого музея Игорь Корнацкий.

По его данным, Ефим Сицинский преподавал русский язык и был законоучителем в Бахмутском духовном училище, а также, вероятно, в других учебных заведениях города. Он был кандидатом богословия, с 1886 по 1888 год занимал в Бахмутском духовном училище должность учителя церковнославянского и русского языков. С 1888 по 1889 год преподавал латинский язык. А с 1887 по 1889 год Сицинский одновременно занимал должность члена правления и делопроизводителя духовного училища.

Выдающийся украинский историк Иван Крипякевич, в честь которого в Украине назван Институт украиноведения НАНУ, дал такую оценку деятельности Сицинского:
“Сицинский собрал и систематизировал ценный материал по истории Подолья. Провел инвентаризацию источников и памятников прошлого края. Археологическая карта Подолья Сицинского до сих пор является единственным инвентарем к историческим памятникам древнего прошлого этой земли. Его монография о Каменец-Подольском — одна из лучших работ, которая есть на этом участке локальной истории. Труд о подольских замках привнес новое освещение фортификационного искусства ХV-XVI веков”, — цитирует бахмутский историк характеристику Крипякевича.
О Бахмутском периоде Ефима Сицинском пока известно немного
Историк из города Каменец-Подольский рассказывают больше о жизни и работе Ефима Сицинского. Но период жизни выдающегося историка в Бахмуте они не исследовали.
“Родился Ефим Сицинский [27 октября 1859] в селе Мазники Деражнянского района. Окончил Подольскую духовную семинарию у нас, в Каменце-Подольском. Затем его перевели в Бахмут. Когда он писал автобиографию, то вспоминал об этом периоде очень мало: одно предложение и все. Но в Хмельницком архиве есть отдельный фонд, посвященный Ефиму Сицинскому. Возможно, там больше о его Бахмутском периоде”, — рассказывает Вильному радио кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Каменец-Подольского государственного исторического музея-заповедника Валерий Нестеренко.

В 1891 году Сицинский вернулся в Каменец-Подольский. Здесь он посвятил больше времени развитию украинской громады. А в 1896 году написал свою выдающуюся работу об этом городе и его истории “Город Каменец Подольский. Историческое описание”.
“Этот его труд считается классикой. Его здесь очень уважали, в Каменце-Подольском есть и улица Ефима Сицинского”, — говорит Валерий Нестеренко.
Ефим Сицинский является основателем исторического музея Каменца-Подольского
“Он был священником в нескольких церквях. Но у нас он более известен тем, что он фактически с 1892 года возглавлял древнехранилище при Казанском православном соборе. Это старинное хранилище — это фактически был прообраз нашего историко-археологического музея”, — говорит Валерий Нестеренко.
С тех пор Ефим Сицинский начал активно собирать артефакты истории.
“Он давал приказ священникам по разным селам Подольской губернии, и они собирали документы об истории своих сел, некоторые артефакты. И затем эти экспонаты частично передавали в историко-археологический музей (официальный статус музея древнехранилище получило в 1906 году). То есть это была большая подвижническая работа”, — говорит Валерий Нестеренко.

Впоследствии Ефим Сицинский стал членом историко-археологического общества Подольской губернии, говорит сотрудник музея на Подолье.
“Он заложил основы исторического Подольеведения: описывали каждую церковь и населенный пункт Подольской губернии. Основное его детище – это создание музея. Многие экспонаты, собранные им, есть до сих пор в фондах Каменец-Подольского исторического музея. Его считают основателем этого музея”, — говорит Валерий Нестеренко.
Ефим Сицинский был одним из ведущих деятелей общества “Просвита” в Каменце-Подольском, которое, в частности, распространяло украинскую литературу среди селян Подольской губернии.
А еще этот деятель одним из первых в Украине начал проводить богослужения в церквях на украинском языке.
Научная деятельность Ефима Сицинского после российско-большевистского переворота 1917 года
“Когда в Каменце-Подольском создали Государственный Украинский университет в 1918 году в часы гетмана Скоропадского, Сицинского назначили там профессором истории искусства и археологии. Его лекции были очень популярны. Он подготовил много печатных изданий, в частности, об армянах, евреях на Подолье, о сакральных памятниках искусства Подолья ХIV-XVII веков”, — говорит Валерий Нестеренко.
В советское время начались притеснения и преследования священников, не обошли они и Ефима Сицинского.
“Когда советы пришли, Сицинского арестовали. Потому что его старший сын Сергей активно участвовал в украинском движении. Позже этот сын Сицинского уехал (с территории Украины под контролем советского правительства, — ред.) А второй сын, Владимир Сечинский, тоже уехал, стал очень известным искусствоведом. Потом Ефима Сицинского через несколько недель отпустили, ведь он политической деятельностью не занимался”, — говорит научный сотрудник из Каменца-Подольского.

Далее Ефим Сицинский руководил историко-археологическим музеем, который уже не имел церковного статуса. Ученый преподавал историю искусства в Институте народного просвещения.
Несмотря на давление советской власти Ефиму Сицинскому все же удавалось работать
В 1922 году давление со стороны советской власти усилилось.
“В то время была кампания по сбору драгоценностей в пользу голодающих Поволжья: начали забирать из музеев некоторые важные вещи – монеты, церковные предметы. Сицинский же протестовал против этого, и его обвинили в том, что он хотел “скрыть драгоценности”. Его отстранили от руководства музеем и сняли с преподавания института народного образования. Якобы за то, что он поддерживал украинскую автокефальную православную церковь и за богослужения на украинском”, — рассказывает Валерий Нестеренко.
В 1920-х Сицинскому удавалось продолжать научную деятельность в научном обществе, ставшем важным культурным очагом края.
“Но в 1929 году его с несколькими преподавателями Каменец-Подольских вузов обвинили в националистической деятельности. Начались допросы, что он якобы присоединился к группе, которая хотела Правобережную Украину отсоединить от Советского Союза. И свое 70-летие Сицинский встретил фактически в тюрьме”, — говорит Нестеренко.
В 1930 году ученого отпустили.
“Его на работу уже не взяли. Он поехал в Киево-Печерскую лавру, там несколько месяцев прожил, проработал, но был уже болен. Поэтому в 1933 году вернулся в Каменец-Подольский. Из того дома, где он до этого проживал, его выселили. И так в бедности и забвении он умер в 1937 году в Подзамчем, это недалеко от Каменца-Подольского”, — рассказывает Валерий Нестеренко.
В 1990-х годах на могиле выдающегося историка Подолья установили памятник.
С Бахмутским духовным училищем связана судьба и выдающегося литератора “расстрелянного Возрождения” Николая Чернявского. В 1898 году он опубликовал в Бахмуте книгу стихов на украинском языке “Донецкие сонеты”. Ее считают первой художественной книгой, изданной на украинском языке на территории нынешней Донетчины. В духовном училище Бахмута Николай Чернявский с 1889 года преподавал музыку и пение. А до этого, в годы работы там Ефима Сицинского, Николай Чернявский учился в семинарии в Екатеринославе.
Несколькими десятилетиями позже Сицинского в Бахмуте жил и работал Федор Максименко, которому суждено было стать выдающимся библиографом Украины. Он хранил раритетные украинские книги во время революций, войн и репрессий и стал основателем библиотечного дела в Украине. О Федоре Максименко мы рассказывали в материале “Лоцман книжного моря”: как сын священника из Бахмута Федор Максименко стал выдающимся украинским книговедом”.

Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.
