В МОН заявили, что для восстановления разрушенных городов и сел Украины понадобится больше специалистов рабочих профессий — для их обучения обновят мастерские в профтехах. Мы побывали в таком училище, которое эвакуировалось с Донетчины, и расспросили: какие профессии востребованы сейчас и как им учат.
Краматорское высшее профессиональное училище эвакуировалось из Донецкой области после начала полномасштабного вторжения в 2022 году. Найти большое помещение, которое бы вместило оборудование, необходимое для обучения всех специальностей, не удалось. Поэтому мастерские обустраивают в Днепропетровской и Тернопольской областях.
В Каменское в Днепропетровской области переехали кабинеты и мастерские машиностроительного профиля: оборудование для обучения станочников, сварщиков, слесарей-ремонтников, крановщиков.
“Оборудование для этих профессий уже установлено. Мы сейчас сотрудничаем с Каменским высшим профессиональным училищем, оно родственно нашему по профессиям. Это заведение предоставило нам помещение для обустройства мастерских станочников и сварщиков. Их мастерские расположены на территории завода, но это не очень удобно, там строгая пропускная система. Поэтому они предоставляют помещение, мы оборудование. Там будут учиться и ученики этого училища и наши”, — рассказывает Вильному радио и.о. директора Краматорского высшего профессионального училища Надежда Шаповалова.
Еще часть учебных классов размещается на базе другого заведения — Каменского центра подготовки и переподготовки рабочих кадров. Там обустроили компьютерный класс и кабинет сварщиков.
Профессиональное образование студенты получают по смешанной форме. Общеобразовательные предметы преподают онлайн. Чтобы собирать подростков на производственное обучение, пришлось скорректировать учебные планы, рассказывает Надежда Шаповалова. В октябре будущих станочников, сварщиков, автослесарей, крановщиков собирали на обучение в мастерских и экскурсию на Днепровский металлургический комбинат, где они будут проходить производственную практику.
“Производственная практика на предприятии — основная составляющая профессионального обучения. На предприятии учащиеся подтверждают то, чему их научили, и по итогу практики им присваивают соответствующий разряд профессии.
Производственное обучение должно по учебным планам проходить параллельно с теоретическим обучением, но в связи с тем, что ученики теперь живут в разных частях Украины и нет для всех большого общежития, мы скорректировали учебные планы. Собираем людей отдельно на практику”, – рассказывает руководительница училища.
Специальности бытового профиля Краматорского высшего профессионального училища переехали в поселок Коропец Тернопольской области. Здесь будут учиться повара-кондитеры, парикмахеры и слесари по ремонту колесных транспортных средств. Мастерские для этих профессий обустраивают, а начать практику планируют со второго семестра в марте 2024 года.
“Здесь есть заведение, которое приостановило свою деятельность, учеников они не набирают, но имеют помещение. С марта, когда закончится теоретическая составляющая, ученики приедут в Коропец вместе с мастерами и получат здесь начальную профессиональную подготовку. Здесь есть общежитие на 80 мест для учеников и сотрудников”, – говорит Надежда Шаповалова.
В этом году, по сравнению с 2022 годом, в заведении учатся почти в половину больше студентов — 443. То есть больше людей подавали документы на поступление и выбирали рабочие специальности. Впрочем, вернуться к показателям до полномасштабного вторжения пока не удалось.
“Заведение достаточно большое было, более 750 — 800 учеников [до полномасштабного вторжения]. То есть почти на половину у нас уменьшилось количество учащихся. Сейчас мы выпустили 259 человек, а набрали 153. В прошлом году еще меньше.
Но, по сравнению с прошлым годом, у нас увеличился прием почти на половину. И машиностроительное направление, и повара получили региональный заказ в увеличенном объеме. Профессии, на которых акцентрирует Министерство [образования], будут необходимы для восстановления страны, также пользуются спросом среди учеников: сварщики, крановщики, электрики”, — рассказывает Надежда Шаповалова.
Надежда Шаповалова рассказывает, что в училище планируют обучать специалистов по солнечным батареям и ветряным генераторам. Сейчас готовится лицензия и оборудование.
“Работаем над тем, чтобы немного осовременить профессию электромонтера. У нас есть электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, но хотели бы пролицензировать профессию по обслуживанию солнечных батарей и ветряных генераторов. Потому что сейчас очень многие устанавливают такие приборы, и есть спрос на таких работников. Мы сейчас с нашими педагогическими работниками работаем над лицензионными документами”, — говорит Надежда Шаповалова.
В проекте государственного бюджета на 2024 год предусмотрено 500 млн грн на создание 100 учебно-практических центров (мастерских) с современным оборудованием в учреждениях профессионального образования. Новые мастерские планируют создать по разным профилям: от сельскохозяйственных и ремонтных до дизайна одежды и приготовления пищи. Конкретный профиль профтехи будут определять вместе с местными властями и бизнесом, учитывая потребности региона, отмечают в МОН.
Чтобы получить средства на строительство мастерских, заведения будут соревноваться в прозрачном конкурсе. Они должны доказать готовность открытия учебно-практических центров и сотрудничества с бизнесами.
Напомним, дефицит рабочих профессий особенно заметен на деоккупированных территориях. А на сайтах по поиску работы специалистам рабочих профессий предлагают зарплаты от 10 до 75 тыс. грн.