Электромонтеры солнечных панелей и строители — в Украине растет спрос на рабочие профессии: где им обучают
В МОН заявили, что для восстановления разрушенных городов и сел Украины понадобится больше специалистов рабочих профессий — для их обучения обновят мастерские в профтехах. Мы побывали в таком училище, которое эвакуировалось с Донетчины, и расспросили: какие профессии востребованы сейчас и как им учат.
Краматорское высшее профессиональное училище эвакуировалось из Донецкой области после начала полномасштабного вторжения в 2022 году. Найти большое помещение, которое бы вместило оборудование, необходимое для обучения всех специальностей, не удалось. Поэтому мастерские обустраивают в Днепропетровской и Тернопольской областях.
Где теперь работает эвакуированное профессиональное училище из Краматорска
В Каменское в Днепропетровской области переехали кабинеты и мастерские машиностроительного профиля: оборудование для обучения станочников, сварщиков, слесарей-ремонтников, крановщиков.
“Оборудование для этих профессий уже установлено. Мы сейчас сотрудничаем с Каменским высшим профессиональным училищем, оно родственно нашему по профессиям. Это заведение предоставило нам помещение для обустройства мастерских станочников и сварщиков. Их мастерские расположены на территории завода, но это не очень удобно, там строгая пропускная система. Поэтому они предоставляют помещение, мы оборудование. Там будут учиться и ученики этого училища и наши”, — рассказывает Вильному радио и.о. директора Краматорского высшего профессионального училища Надежда Шаповалова.
Еще часть учебных классов размещается на базе другого заведения — Каменского центра подготовки и переподготовки рабочих кадров. Там обустроили компьютерный класс и кабинет сварщиков.
Профессиональное образование для сварщиков, слесарей, крановщиков в 2023 году
Профессиональное образование студенты получают по смешанной форме. Общеобразовательные предметы преподают онлайн. Чтобы собирать подростков на производственное обучение, пришлось скорректировать учебные планы, рассказывает Надежда Шаповалова. В октябре будущих станочников, сварщиков, автослесарей, крановщиков собирали на обучение в мастерских и экскурсию на Днепровский металлургический комбинат, где они будут проходить производственную практику.
“Производственная практика на предприятии — основная составляющая профессионального обучения. На предприятии учащиеся подтверждают то, чему их научили, и по итогу практики им присваивают соответствующий разряд профессии.
Производственное обучение должно по учебным планам проходить параллельно с теоретическим обучением, но в связи с тем, что ученики теперь живут в разных частях Украины и нет для всех большого общежития, мы скорректировали учебные планы. Собираем людей отдельно на практику”, – рассказывает руководительница училища.
Повара и парикмахеры из училища из Донецкой области будут учиться в Тернопольской области
Специальности бытового профиля Краматорского высшего профессионального училища переехали в поселок Коропец Тернопольской области. Здесь будут учиться повара-кондитеры, парикмахеры и слесари по ремонту колесных транспортных средств. Мастерские для этих профессий обустраивают, а начать практику планируют со второго семестра в марте 2024 года.
“Здесь есть заведение, которое приостановило свою деятельность, учеников они не набирают, но имеют помещение. С марта, когда закончится теоретическая составляющая, ученики приедут в Коропец вместе с мастерами и получат здесь начальную профессиональную подготовку. Здесь есть общежитие на 80 мест для учеников и сотрудников”, – говорит Надежда Шаповалова.
В 2023 году увеличили региональный заказ на рабочие профессии
В этом году, по сравнению с 2022 годом, в заведении учатся почти в половину больше студентов — 443. То есть больше людей подавали документы на поступление и выбирали рабочие специальности. Впрочем, вернуться к показателям до полномасштабного вторжения пока не удалось.
“Заведение достаточно большое было, более 750 — 800 учеников [до полномасштабного вторжения]. То есть почти на половину у нас уменьшилось количество учащихся. Сейчас мы выпустили 259 человек, а набрали 153. В прошлом году еще меньше.
Но, по сравнению с прошлым годом, у нас увеличился прием почти на половину. И машиностроительное направление, и повара получили региональный заказ в увеличенном объеме. Профессии, на которых акцентрирует Министерство [образования], будут необходимы для восстановления страны, также пользуются спросом среди учеников: сварщики, крановщики, электрики”, — рассказывает Надежда Шаповалова.
Училища готовятся к обучению новых специальностей профессионального образования и спроса на восстановление
Надежда Шаповалова рассказывает, что в училище планируют обучать специалистов по солнечным батареям и ветряным генераторам. Сейчас готовится лицензия и оборудование.
“Работаем над тем, чтобы немного осовременить профессию электромонтера. У нас есть электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, но хотели бы пролицензировать профессию по обслуживанию солнечных батарей и ветряных генераторов. Потому что сейчас очень многие устанавливают такие приборы, и есть спрос на таких работников. Мы сейчас с нашими педагогическими работниками работаем над лицензионными документами”, — говорит Надежда Шаповалова.
В проекте государственного бюджета на 2024 год предусмотрено 500 млн грн на создание 100 учебно-практических центров (мастерских) с современным оборудованием в учреждениях профессионального образования. Новые мастерские планируют создать по разным профилям: от сельскохозяйственных и ремонтных до дизайна одежды и приготовления пищи. Конкретный профиль профтехи будут определять вместе с местными властями и бизнесом, учитывая потребности региона, отмечают в МОН.
Чтобы получить средства на строительство мастерских, заведения будут соревноваться в прозрачном конкурсе. Они должны доказать готовность открытия учебно-практических центров и сотрудничества с бизнесами.
Напомним, дефицит рабочих профессий особенно заметен на деоккупированных территориях. А на сайтах по поиску работы специалистам рабочих профессий предлагают зарплаты от 10 до 75 тыс. грн.
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.