“Когда это все видишь, ты понимаешь, что потерял это навсегда”: жительница Звановки посетила село, откуда СССР депортировал ее семью
“Я давно хотела побывать на земле моих прадедов”, — говорит жительница Звановки Ольга о своем путешествии в польское село Лисковате. Более 70 лет назад отсюда принудительно вывезли живших украинцев-бойков. Некоторые депортированные семьи поселили на Донетчине. Среди них была и семья Ольги. Впечатлениями от поездки на историческую родину женщина поделилась с нашими журналистами.
В Лесковате, что в Польше, жительница Звановки Ольга Канцер ездила в начале августа. Сделать это женщина планировала уже давно, потому что хотела побывать на родной земле своей семьи.
“Для меня это было очень важное, такое историческое значение. Потому что на протяжении своей жизни я всегда слышала историю переселения, всегда знала о потерях моего рода. Потому что, собственно, это тот духовный мир, в котором росла моя мама, мои дяди, мой дедушка, моя бабушка, которые были выселены, которым было уже 40-50 лет”, – говорит Ольга.
По информации Института национальной памяти, в течение 1944-1946 годов более 482,8 тысячи человек принудительно переселили в Советский Союз. Историки указывают, что это сопровождалось террором, репрессиями, ограничением в правах, конфискацией имущества и организацией специальных поселений для депортированных украинцев. Люди, выселенные с территории Польши, нашли новый дом в разных регионах Украины, от Галиции до Причерноморья, Слобожанщины и Донетчины.
Также принудительно выселили и родных Ольги Канцер. Все украинское население из бойковской деревни Лесковате депортировали в 1951 году. Впоследствии туда также принудительно заселили другие этнические группы, вывезенные из других мест.
Чтобы понять, какой была жизнь ее родных до депортации, женщина и решила посетить Лесковате: сходить в церковь, где молились ее бабушка и дедушка, найти могилы предков на местном кладбище.
“Наверное, это такой своеобразный гештальт, когда ты ищешь ответ на вопрос. Потому что нет никаких фотографий моего прадеда, нет описания, истории — все потеряно. Утрачена связь поколений, я так бы сказала”, — говорит собеседница.
Еще с детства, признается Ольга, она замечала, что традиции ее семьи отличаются от традиций в других семьях, живших рядом.
“Возникал вопрос: “А почему здесь так, а там так?” Мама находила ответы: рассказывала, кто мы такие, откуда мы, какими мы были и что мы потеряли. Но в нашей семье никогда не называли ни одну этническую группу. Потому что на тот момент Советский Союз пытался всех подогнать под одного “советского человека” — тогда даже нельзя было о нации говорить, а об этнических группах вообще нигде ничего не говорилось.”, — вспоминает Ольга Канцер.
Приехав в Лесковате и поговорив с местными, женщина отметила, что некоторые из них все еще помнят о событиях более 70-летней давности. А вот молодежь уже не столь осведомлена об истории этих мест.
“Там есть определенные группы людей, которые культивируют в себе [старые традиции и память о прошлом этого края], объединяются в определенные праздники, определенные периоды. То есть, они понимают, что они потомки лемков или потомки бойков. Там, где ГЭС и затопленные села — это туристическое место с красивой высокой дамбой, мы там побывали. Конечно, когда молодое поколение с детьми там прогуливается и созерцает эту красоту, вряд ли кто-то из них знает, что именно там было раньше. Что на дне того водоема сохранились те же хижины, чья-то история, память, те же кладбища”, – говорит собеседница.
Сама же деревня, признается Ольга Канцер, постепенно приходит в упадок: старые дома с течением времени разрушаются, а новых не строят. Но то, что еще уцелело, сохраняет в себе дух Украины, какой она была раньше.
“Впечатление, будто я еду по Украине. Потому что церкви те же есть, их архитектура сохранена. К сожалению, некоторые уже не функционируют, как, например, в Лесковатом. В некоторых церквях проходят богослужения и это приятно. Они живут. Дома стоят те же, украинские. И вот когда это все видишь, ты понимаешь, что потерял это навсегда”, — говорит женщина.
Посетить историческую родину ей помогла семья потомков репрессированных священников, которых в свое время советские власти выселили в Сибирь.
“Я хотела бы выразить благодарность семье Подлисецких: пани Анизии, внучке пароха (приходского священника, — ред.) села Лесковате, и господину Теофилу, который нас, собственно, и повез на родные земли”, — говорит напоследок Ольга.
Напомним, ранее мы пообщались с Надеждой Тутовой, семью которой во время депортации переселили в Раздолевку Бахмутского района. Женщина родилась уже после переселения и от бабушки и дедушки слышала истории о жизни “до”. Тема депортации в семье была болезненной и почти закрытой. Но тем, что ей рассказывала семья и другие переселенные семьи,о на поделилась с журналистами Вильного радио.
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.