Он выжил во время Голодомора, сталинских репрессий и Вторую мировую. Основал известную в Украине художественную династию, создал десятки картин, но за всю жизнь не получил наград. Все это о Кузьме Кохане, выросшем на берегах Оскола, между Донетчиной и Харьковщиной. О том, что писал, лепил и каким человеком был, – рассказали внук художника и товарищ-односельчанин.
“Художник он прирожденный! Его работы правильные, реалистичные, там все передано: колорит, освещение, форма, материал. Там листья – это листья, земля – это земля. Он был очень хорошим колористом, таких мало, обладал просто колоссальным чувством цвета! Кузьма Федорович очень хорошо чувствовал материал и объем, чего не понимают графики и не умеют многие живописцы”, — рассказывает Вильному радио о выдающемся украинском художнике его внук Ярослав Кохан.
Кузьма Кохан стал родоначальником династии украинских художников. Его сын Алексей Кохан – украинский график, работал главным художником журнала “Перец”, стал соавтором Малого Государственного Герба Украины. Внук Ярослав – график и философ.
Кузьма Кохан родился 2 ноября 1913 года в большой сельской семье в слободе Рубцовой Изюмского уезда Харьковской губернии. Сейчас это территория села Рубцы возле Лимана Донецкой области.
“В их семье человек десять было: точно было две сестры, я даже застал старшую (бабушка Ульяна доживала в селе Андреевка под Славянском), и несколько братьев. Большая крестьянская семья”, — говорит Ярослав Кохан.
В школу Кузьма не ходил – не было обуви.
“Он учился дома, сидя возле старших братьев и сестер, когда те делали домашнее задание”, – говорит Ярослав Кохан.
В начале 1930-х Кузьма учительствовал в Шандриголово — деревне неподалеку от Славянска.
“Сначала получил образование на рабфаке (рабочем факультете, — ред.), учительствовал некоторое время. Центр района был тогда в Шандриголово. Исторический факт: дедушка снимал там комнату у того самого Шелеста (Петр Шелест — первый секретарь ЦК КПУ в 1963-72-х годах, — ред.)”, — рассказывает о молодых годах дедушки Ярослав Кохан.
Первую работу будущий художник получил в годы Голодомора 1932-33.
“Было все, как и у всех: полсела вымерло. Глава колхоза отдать зерно отказался, и приехали уже не за зерном, а за ним. Наша семья выжила за счет того, что дед зимой учительствовал и большинство своего пайка отсылал в село. А весной, когда что-то посеяли, они уже (семья, — ред.) его кормили”, — рассказывает Ярослав Кохан.
С Донетчины преподаватель поехал учиться в Ворошиловградское художественное училище (сейчас это Луганск, — ред.) В 1938 году окончил его с отличием и поехал в Киев поступать в Художественный институт.
Вторую мировую войну Кузьма Кохан встретил в военной форме, но на фронт его не отправили, а эвакуировали вместе со всем художественным институтом в Среднюю Азию.
“Их поселили всех вместе в медресе (мусульманском аналоге семинарии и академии) в центре Самарканда, который был сделан при Тамерлане”, — говорит Ярослав Кохан.
В эвакуации художник встретил свою будущую жену — студентку из Москвы Прасковью Депутатову.
После освобождения Киева пара решила возвратиться в столицу Украины уже вместе, там доучивались последний, дипломный год. Молодая семья вынуждена была поселиться прямо в коридоре старинного здания Киевского государственного художественного института, в котором учились молодожены, – таким был быт у некоторых людей в Киеве после войны.
Сегодня это Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры (НАОМА) в Киеве. С этим учебным заведением связано уже три поколения семьи Коханов.
“В помещении этого института отделили половину коридора на комнатки фанерами для студентов-аспирантов. Там дедушка с бабушкой жили, там отец и родился, и в колыбели жил. В той комнате было окно, печка-буржуйка в него выходила”, — рассказывает Ярослав Кохан.
По его словам, позже к этим комнатам пристроили мастерские, и эти окна стали выходить уже в помещение.
“И именно то окно, где жили дедушка с бабушкой, превратилось в дверь. Я в этой мастерской проучился пять лет. И когда дед пришел на мою защиту именно в эту мастерскую, он был приятно удивлен”, — рассказывает Ярослав Кохан об истории семьи.
Кузьма Кохан и Прасковья Депутатова иногда вместе и работали.
“Они иллюстрировали детские и подростковые книги. Есть целый ряд книг, которые они вместе оформили: часть иллюстраций дедушки, часть бабушки. Техника у них была примерно одинакова, и отличить, кто что делал, очень сложно. Они работали в технике живописной графики и в технике тушь-перо – это очень хорошая академическая штрихованная манера”, — рассказывает Ярослав Кохан.
Кузьма Кохан не порывал связь с малой родиной, говорит краевед Алексей Духин. Вскоре после освобождения Донетчины от нацистов художник зарисовал некоторые разрушения в городах.
“Они многое сделали для фиксации [событий] на Славянщине, в Краматорске, где Прасковья Филипповна написала картину “Молодые кадры Донбасса”, а в Рубцовой она выполнила портрет заслуженного учителя Украины”, — говорит в комментарии Вильному радио почетный краевед Украины Алексей Духин из Славянска.
Сам художник тоже творил на малой родине, особенно когда началась мирная послевоенная жизнь.
“В Рубцовой он написал родительский дом, находившийся в центре села. Все время проводили на Осколе, рыбку удили, Кузьма Федорович писал картины – пейзажи, графику, портреты. Мы (местные, – ред.) позировали: кто на дерево лез, кто к реке прыгать в воду – находились сюжеты. И позже частенько я нес зонтик, а мой друг — этюдник. Многие его работы просты: “Трактористы”, “На Осколе”, — рассказывает Алексей Духин.
В 1958 году жена Кузьмы Кохана скончалась от туберкулеза. Художник остался один с маленьким ребёнком. Во второй раз он никогда не женился, воспитывал сына и продолжал творить. В том числе и в Донецкой области.
В 1971 году Кузьма Кохан создал в Рубцовой картину “Ликбез”.
Алексей Духин говорит, что одного из персонажей на этой картине художник изобразил из него.
“Меня изобразили как простого сельского парня с рукой, протянутой к чернильнице. Он дорисовал мне усы, потому что я выглядел слишком молодым”, — говорит Духин.
Но больше всего краевед ценит другую работу Кохана, созданную в 1964 году.
“Лучшее его достижение – это работа “… да и списываю Сковороду”. Эта работа получила одобрительные отзывы и могла получить Шевченковскую премию. Это мое мнение. Эта работа заслуживает очень внимательного изучения! Немногие знают Шевченко в такой ипостаси, как написал его Кузьма Федорович. Он подошел к изображению Тараса Григорьевича после того, как изучил его биографию. Это не просто иллюстрация. Художник вложил свое восприятие талантливого поэта, художника, графика, академика Тараса Григорьевича Шевченко”, — считает Алексей Духин.
Посещал Кузьма Кохан и другие города Донетчины и Харьковщины.
“Он у меня частенько бывал, приезжал в Славянск, бывал на Карачуне (гора в Славянске, – ред.) в гостях у своих родственников”, — говорит Алексей Духин.
В 1980-1990-е Кузьма Кохан продолжал заниматься искусством, говорит его внук.
“Писал натюрморты, пейзажи. В 1980-х он открыл для себя такую вещь как лотерея. Очень много работ у нас нет, потому что они шли туда. У Кузьмы Федоровича государство для этой лотереи покупало работы. Частная инициатива была запрещена. У нас пачка тех лотерейных билетов вместо его работ, к сожалению, он их не фотографировал”, — рассказывает Ярослав Кохан.
Кузьма Кохан не захотел преподавать в каком-либо художественном учебном заведении. Так что делился профессиональными секретами только с сыном и внуком.
“Он учил меня как правильно писать, говорил: “Вот смотри: так мазки кладешь – оно “круглится”. То есть выходит гора, а не плоскость. Также он умел очень хорошо передавать освещение, этого тоже многие художники не умеют. Есть нюансы, которые нужно знать, и он мне многое передал”, — вспоминает дедушку Ярослав Кохан.
В 2007 году Кузьмы Кохана не стало. Его похоронили рядом с женой на Байковом кладбище в Киеве.
“Он был очень мягкий, но внутренне был всегда за справедливость. Поскольку времена, в которые он вырос, были жесткими и абсолютно этому не способствовали, он это держал в себе. Бывали случаи, когда дед мог какого-то электрика или маляра, пришедшего пьяным и сделавшим халтуру, спустить с лестницы, когда очень “доставали” — пару раз такое было. Внешне он был просто добр, мягок, кроток со всеми, интеллигентный, всегда спокоен, с юмором — таким его все и помнят”, — говорит его внук.
При жизни власти не отметили украинского художника официальными наградами, говорит его внук. Нет и мемориальной доски дома на Русановке в Киеве, где Кузьма Кохан прожил несколько десятилетий.
“А откуда она возьмется? Доски делают деятелям, которых отметили власти. Кузьма Федорович был человеком совершенно неконъюнктурным, поэтому он в истории искусства Украины вообще не проходит. Его замалчивали. Его не только на награды, и на звание никто никогда бы не выдвинул”, — говорит Ярослав Кохан.
Работы этого художника есть в хранилищах разных украинских музеев, в частных коллекциях и антикварных салонах.
“Его картины есть в фондах Украинского художественного музея – не знаю сколько именно. В частности, там точно есть картина “Встреча Тараса Шевченко с Михаилом Михайловым и Петром Лавровым у Якова Полонского” (1948). Другие работы точно не знаю, они никогда не были в экспозициях, в фондах. А сейчас, во время войны, я даже не знаю есть ли у них экспозиция”, — говорит Ярослав Кохан.
Внук добавляет, что Кузьма Кохан не слишком хорошо фиксировал создание своих работ. Поэтому с учетом и сохранением его наследия есть трудности.
“Есть большая проблема: на Западе его работ продавалось много, он, к сожалению, учет не вел, у нас списка нет. Но большинство этих работ было переписано на других художников. Там сидели специальные фальсификаторы, которые по заказу (чтобы работа продавалась лучше) ставили имя более знаменитого художника. А знаменитыми в Украине в советское время были художники конъюнктурные. Поэтому на Западе уже они аккуратно выскабливали подпись моего деда и ставили туда другую фамилию, и так продавали. Такого фальсификата много”, – рассказывает Ярослав Кохан.
Семья мечтает упорядочить творческое наследие Кузьмы Кохана и создать сайт. Это требует времени и средств.
“Работа большая, будет, к сожалению, очень сложно: опись взять и переспросить у него я не могу, списков работ он не вел. И мой фотоаппарат недостаточно профессионален для этого. Я начал переписывать его тетради, смотреть, что из этого можно было бы издать. Это очень большая архивная работа, это тяжело”, — говорит напоследок Ярослав Кохан.
За три десятилетия до рождения Кузьмы Кохана неподалеку, в Очеретино тоже Изюмского уезда родился украинский художник Зиновий Подушко. Ему суждено было пройти военный путь в Армии УНР и осесть в соседней Польше. Больше о его творчестве и художественном пути читайте в материале “Зиновий Подушко: украинский художник родом с Донетчины, о котором больше знают в Польше”.
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.