Идея создать вещи, которые было бы не стыдно привезти из Мариуполя, возникла у местной активистки Екатерины Храпович еще в 2021 году. За несколько дней до полномасштабного вторжения девушка защитила соответствующий проект, и уже думала запускать производство, но помешала открытая война. Спустя год Екатерина все же решилась воплотить идею, чтобы помочь знакомым волонтерам собрать деньги на ремонт дронов.
О своем пути к мечте, благотворительности и поддержке людей, которые потеряли дом из-за войны, девушка рассказала нашим журналистам.
Екатерина Храпович начала активно участвовать в жизни Мариуполя еще во время учебы в колледже. После окончания Украинской академии лидерства девушка поняла, что хочет работать в проектах, направленных на развитие гражданского общества, культуры и искусства. Екатерина участвовала в таких инициативах в Мариуполе и в целом на востоке Украины. Там она встречала новых знакомых, которым обязательно рассказывала о родном городе.
«У меня было много друзей из других городов, которых я постоянно приглашала приезжать в Мариуполь. Я поняла, что очень люблю его, но мне не нравится мерч, какие-то сувениры, которые на тот момент продавали. И тогда у меня зародилась идея создать бренд вещей о Мариуполе, которые можно было бы привезти с собой», — рассказывает Екатерина Храпович.
На создание первого дизайна мерча девушку вдохновил завод. Накануне фестиваля «MRPL City», который с 2017 года каждое лето проводили в городе, Екатерина пошутила с подругой, что Мариуполь — классный город для вечеринок, потому что у него есть собственная дым машина в виде «Азовстали». Как вспоминает девушка, эта фраза «заела» в ее голове, поэтому она решила ее визуализировать. Так идея мерча подкрепилась первыми наработками.
Позже Екатерина рассказала о своем замысле проектной менеджерке свободного пространства «Халабуда» Галине Балабановой. В 2019 году девушка прошла в хабе стажировку для молодежи и после этого постоянно пересекалась с его представителями на различных событиях. Тогда женщина пригласила Екатерину, которая не имела опыта предпринимательства, пройти бизнес-школу на базе центра.
«Обучение длилось где-то три недели. Нас учили, как рассчитать финансовую составляющую, рассказывали какие-то моменты ведения ФЛП. Мне очень сильно помогла именно лекция по коммуникационной составляющей. Также у нас был опыт общения с другими предпринимателями из Мариуполя, о том, как они запускались. И как финал этого всего мы должны были подготовить презентацию нашего будущего бизнес-проекта», — вспоминает Екатерина.
На презентацию в «Халабуду» пригласили представителей общественного сектора, бизнеса, власти и журналистов. Это сделали, чтобы участники бизнес-школы могли прорекламировать свои идеи, потому что грантов на их воплощение обучение не предусматривало. У будущих предпринимателей было от пяти до семи минут на выступление, чтобы привлечь внимание к своим идеям. Не последнюю роль в этом должны были сыграть названия их проектов. Свое Екатерина придумала ночью перед защитой.
«В презентации на месте названия у меня стояли три точки, но они бы не запомнились. Тогда я учила итальянский, поэтому решила посмотреть, какие интересные слова вплетались бы в мою концепцию. На одном из слайдов презентации была надпись, что одежда — это не просто вещи, а это позиция, возможность быть сопричастным к комьюнити и одной фразой говорить больше, чем можно рассказать в течение разговора. И я зацепилась за слово «одежда». В переводе на итальянский это «абити». Так и назвала бренд», — объясняет девушка.
20 февраля 2022 года Екатерина защитила проект мерча, а 21 февраля президент России Владимир Путин объявил о признании так называемых «ДНР» и «ЛНР». В городе было неспокойно, поэтому девушка решила подождать условно до 26 февраля, и тогда уже запускать бренд. Однако в этот день она так и не написала на фабрику в Запорожской области, с которой хотела договориться о пошиве вещей, а отправилась в регион сама, только не воплощать свою мечту, а спасаться из Мариуполя, вокруг которого несколько часов спустя российская армия замкнула кольцо.
После выезда из Мариуполя Екатерина Храпович вместе со своей мамой жила в районе Днепра у родственников. Ездить в город, чтобы волонтерить физически, возможности у девушки не было, но она не могла просто сидеть на месте. Тогда Екатерина начала онлайн контактировать с мариупольцами, которые остались в окружении. Она рассказывала им, где и как можно получить помощь, но 2 марта это стало невозможным, потому что связь с городом исчезла.
Через две недели мать девушки захотела ехать дальше — у семьи были родственники, которые в 2014 году перебрались из Донецка в небольшой городок в Черкасской области. Екатерина не хотела этого, ведь думала, что не сможет там быть полезной, и вот ей написал ее бывший руководитель с предложением работы в Ужгороде. Из-за жажды деятельности девушка согласилась, даже не зная наверняка, будет ли ей, где жить, и что конкретно придется делать. Так она оказалась в команде еще не переименованного благотворительного фонда «Восток-SOS».
«Я приехала в Ужгород со своими двумя рюкзаками и парочкой пакетов. Там были два маленьких кабинета. В первом была горячая линия, а во втором вся остальная команда фонда. Тогда нас работало до 20 человек, но помещение было забито детьми, животными, родственниками. Там стояли стиралки, сушилки и стол с едой, потому что на съемных квартирах этого не было», — вспоминает активистка.
Оказалось, что девушку взяли на должность коммуникационщика. Эта информация взволновала Екатерину: руководитель говорил, что она будет заниматься тем, чем и раньше, а до открытого вторжения девушка работала ивент-менеджером и координировала волонтеров. Быстрыми темпами она начала осваивать новую профессию. Со временем вместе с частью офиса Екатерина перебралась в Киев, и через некоторое время возглавила отдел коммуникаций.
«У меня были только какие-то минимальные знания, потому что до этого работала на аутсорсе в типографии и делала определенные дизайны. Какие-то тексты могла писать, потому что когда-то для себя писала прозу в стол. Я поставила себе цель, что сейчас моя задача — быть максимально полезной, потому что это то, что я могу делать. И так начала активно включаться в работу», — вспоминает девушка.
Екатерина проработала в коммуникациях полтора года. Это направление работы позволяло ей помогать другим, но не было интересно самой девушке, поэтому через некоторое время активистка сменила профиль на более привычный — стала проектным менеджером в сети безопасных пространств для женщин, пострадавших от войны и гендерно-обусловленного насилия «Затишно Space», которую также создавал «Восток СОС». Совсем недавно активистка связала себя с военным сектором, однако подробностей пока не рассказывает.
Как бы ни менялись профессия и место жительства, Екатерина Храпович никогда не забывала о нереализованной идее мерча. Девушка рассказывала о ней коллегам и знакомым, которые каждый раз положительно отзывались о замысле. Однако решилась воплотить мечту активистка только осенью 2023 года.
«Мысль о перезапуске бренда всегда была со мной, но на нее никогда не хватало времени и ресурса. А осенью у меня возникло ощущение, что я все же хочу это сделать. Помню, что пошла с подругой прогуляться по Арсенальной. Рассказывала ей об этом и говорила, что не знаю, получится ли, надо ли это кому-то. А она ответила, что я не смогу этого узнать, пока не попробую», — рассказывает девушка.
Дополнительным толчком для реализации идеи стало желание помочь волонтерам из «Халабуды», которые и дали девушке необходимые знания. На тот момент хаб уже возобновил свою работу в Черкассах, где «халабудовцы» начали бесплатно ремонтировать дроны для военных. Первые полгода люди активно донатили на сбор, в рамках которого волонтеры собирали деньги на запчасти, однако со временем закрывать потребности становилось все труднее. Екатерина решила, что будет отдавать часть заработанных средств на ремонт дронов.
Тогда девушка начала редактировать старые дизайны. Сначала взялась за первый с «Азовсталью», с которого все и начиналось. Взяла частичку завода, добавила к ней море и фразу «С морем в сердце и металлической крошкой в легких». Она зародилась в Мариуполе как шутка, но теперь приобрела другой смысл.
«Когда меня спрашивали, какие сувениры можно привезти из Мариуполя, я отвечала, что в любом случае это всегда будет металлическая крошка в легких от „Азовстали“ и Азовское море в сердце, потому что не влюбиться в него невозможно. Сейчас эта фраза несет другой смысл, потому что и для меня, и для других людей это едва ли не единственное, что осталось», — комментирует Екатерина.
Начать девушка решила с шопперов, потому что для них не надо было разрабатывать размерную сетку. Нашла производства, которые этим занимаются, отобрала модели и переделала некоторые детали под себя. Чтобы выяснить, заинтересуют ли кого-то такие вещи, заказала один шопер, пофотографировала на телефон и выложила фотографии в соцсети, где рассказала свою историю. В первый день Екатерина получила 20 заказов.
Сейчас Екатерина Храпович создала три дизайна, которые печатает на шопперах и худи. В них девушка решила продолжить тему Мариуполя и Надазовья в целом, однако в будущем предпринимательница планирует расширить географию на другие города юга и востока. В частности, она уже провела интервью со своей знакомой из Бахмута, чтобы сделать дизайн, актуальный для бахмутчан.
Екатерина признается, что делает это по двум причинам. Во-первых, девушка хочет рассказать украинцам, которые знают эти регионы только как уничтоженные Россией, какими они были до вторжения и почему эта потеря так болит людям, которые вынужденно оставили свой дом. А во-вторых, таким образом мариупольчанка хочет поддержать и объединить переселенцев, которые сейчас разбросаны по миру.
«У меня почти никого из моих мариупольских знакомых нет в Украине. Очень много людей прошли фильтрационные лагеря или все оккупационные процессы полностью. В силу разных обстоятельств они должны были оставаться в городе, поэтому уже выезжали через Россию в Европу. Им не то, что нет смысла возвращаться, — им просто некуда. И когда ты за границей, тебе не хватает ни этого комьюнити, ни этого соприкосновения, поэтому это так же о какой-то поддержке и напоминании о родном доме», — заключает Екатерина.
Ранее мы рассказывали, что мариупольчанка Елизавета Хара открыла в Одессе кафе «Саквояж». Девушка начала бизнес в эвакуации после разрушения и оккупации родного города.