Людмила Огнєва у Донецьку

Она профессионально занималась физикой, а после завершения карьеры стала хранительницей украинской Донетчины. Охраняла уникальные мозаики, печатала книги, возвращала вычеркнутые Кремлем имена выдающихся деятелей края. А еще вышивала. Не стало Людмилы Родионовны Огневой.

 

Об этом Вильному радио рассказывает журналист, главный редактор газеты “Донетчина” Игорь Зоц.

“На днях состоялась церемония захоронения праха покойной художницы Людмилы Родионовны Огневой. Она умерла 29 апреля. Прощание было на Байковом кладбище 2 мая, на днях урну с прахом мы похоронили в колумбарии в центральной части кладбища. Собрались наши переселенцы [из Донецка]”, – рассказывает Игорь Зоц.

Людмила Огнева в Киеве
Людмила Огнева в Киеве


Для справки:
Людмила Родионовна Огнева родилась в 1936 году в Винницкой области. В Донецкую область приехала в 1944 году. Жила в Торезе, а с 1966 года – в Донецке. По образованию радиофизик, а по призванию — общественный деятель, журналистка, исследователь и мастерица. В течение 19 лет возглавляла Донецкую областную организацию «Союз Украинок», была заместителем директора общественного музея «Смолоскип» в Донецке.

Людмила Огнева — мастерица украинского народного творчества, организатор нескольких клубов народного творчества в Донецке, таких как «Светлица» и «Чаривныця». Автор более 45 брошюр и книг.

могила Людмилы Огневой в Киеве
Памятник Людмиле Огневой на Байковом кладбищеі. Фото: Facebook/ Ігор Зоц


Долгие годы Людмила Огнева работала в научно-исследовательском институте, а в зрелом возрасте, на заслуженном отдыхе, полностью отдалась общественной работе.

“В жизни не бывает случайностей, это понимали все, кто общался с Людмилой Огневой. И она показывала, что каждый символ, каждый знак – не случайность. Она сама – символ и знак украинской Донетчины. Она вошла в этот Пантеон, где лежат все наши великие люди — и с 19 века и современности», — говорит журналист, общественный деятель из Донецкой области Владимир Березин.

Донбасс український. Людмила Огєва

Оберегала и популяризировала уникальные мозаики в Донецке

“Людмила Родионовна — человек многогранный, и каждый открывал ее по-своему. Она прожила практически всю жизнь в Донецке и сохраняла украинское наследие: мозаики Аллы Горской, Опанаса Заливахи, в создании которых участвовал Василий Стус», — рассказывает об Огневой Владимир Березин. 

[info]В Донецке, на стенах ОШ № 5 остались 9 уникальных мозаичных панно, созданные в 1965-66 годах с участием Аллы Горской (художницы и выдающейся диссидентки из Киева, которую убили в 1970). Они являются памятником монументального искусства и истории национального значения.

Он добавляет: это не единственные мозаичные панно Горской в ​​Донецке, которые оберегала Людмила Огнева. 

мозаика Аллы Горской в Донецке
То самое мозаичное панно Аллы Горской в Донецке. Фото: RFE/RL


“В 1999-2000 годах в Донецке в магазине “Рубин” в центре города хотели реставрировать магазин на 1 этаже под МакДональдс. Там была мозаика Аллы Горской «Жінка-птах» — выдающаяся работа. А донецкая бизнес-власть тогда решила ее разрушить, мол, не нужна. И именно Огнева «подняла волну» — пошла по газетам с публикациями, забросала письмами. И она добилась того, что донецкие власти вмешались и решили сохранить эту мозаику в этом новом МакДональдсе”,
— рассказывает Игорь Зоц.

“Она издала много книг об украинском наследии в Донецкой области”

Уже в статусе переселенки, в Киеве, Людмила Огнева выпустила книгу “Алла Горская. Душа украинского шестидесятничества”.

“Она издавала много литературы об украинском наследии в Донецкой области. И делала привязку к Донетчине — того, что нам 30 лет не хватало: для нас Украина была «где-то там», в смысле «У нас много национальностей, зачем нам это?» А она боролась за то, чтобы Украина была в Донецкой области», — говорит Владимир Березин.

Книга об Алле Горской — одна из многих, которые написала Людмила Огнева.

«Одна из самых интересных ее книг — «Что мы знаем о Донбассе?» Она  вышла небольшим тиражом. Среди фигур, которых она собрала, — Игорь Козловский (украинский ученый, религиовед, кандидат исторических наук, писатель, экс-пленник тюрьмы «Изоляция» в Донецке, — ред.), который тогда рассказывал о религиозной ситуации. Там было исследование о том, как люди относятся к фигуре Степана Бандеры. Ученики Ясиноватской школы провели опрос, и там были очень интересные ответы. Все это была работа энтузиастов», — вспоминает Игорь Зоц.

Помогала возвращать вычеркнутые коммунистическим режимом имена деятелей с Донетчины

Людмила Родионовна многое сделала для возвращения имен Василя Гайворонского и диссидента Олексы Тихого, говорит Владимир Березин.

“Людмила Родионовна помогла мне лично издать книгу “Заячий пастух” писателя расстрелянного украинского Возрождения Василя Гайворонского. Я нашел деньги, но она нашла дешевую типографию, смакетировала, бесплатно помогла”, — вспоминает Владимир Березин.

Она участвовала и в публичных мероприятиях, которые популяризировали фигуры украинской Донетчины.

“Благодаря ей к нам приезжали мощные фигуры, удалось сделать Василя Гайворонского хрестоматийным писателем – он включен в хрестоматию родного языка Донецкой области и вошел в образовательную программу. Она постоянно приезжала на первые Олексины Чтения и помогала создавать Общество Олексы Тихого в Дружковке», — добавляет он.

Людмила Огнева в Дружковке
Людмила Огнева на своей выставке “Дерево життя” в Дружковке в 2010 году. Фото: www.ohneva.infoua.net


Один из основателей донецкого общественного музея «Смолоскип»

«В Донецке был музей «Смолоскип», посвященный украинским самосожженцам (людям, сжегшие себя в знак протеста против московского угнетения Украины, — ред.) Людмила Огнева была одним из основателей, партнеров этого музея. Музей объединял группу людей », — говорит Игорь Зоц.

С началом войны на Донбассе в 2014-м экспозицию из Донецка смогли вывезти, и с тех пор она путешествует. По словам основателя музея Виктора Тупилко, материалы к книге о подпалившем себя Василии Макухе тоже помогала собирать и упорядочила Людмила Огнева. В этом году планировали издать шестое обновленное издание этой книги.

Людмила Огнева была членом Союза журналистов и постоянно печаталась в единственных украиноязычных еженедельниках Донецкой области — «Донеччина» и «Светлица».

Мастерица народного творчества: «Она была носителем украинских символов, знаков, украинской энергии»

Людмила Огнева сначала собирала вышитые сорочки разных регионов, возила их, показывала, что Донецкая область является украинской, говорит Игорь Зоц. 

Людмила Огнева показывает вышиванку
Людмила Огнева рассказывает о вышитой сорочке. Фото: Facebook/Oksana Muravleva

И в конце концов начала вышивать сама.

«Она создавала вышитые сорочки всех известных украинских деятелей — от Чернявского Николая до Дмитрия Чернявского, Мифа (оперного певца Василя Слипака, погибшего в ООС на Светлодарской дуге, — ред.) Она видела, какие вышиванки были на них, и это было тоже не случайно: каждый знак что-то означал, какую-то территорию, традицию. И мы погружались в это. Она была носителем всех этих украинских символов, знаков, украинской энергии», – вспоминает Владимир Березин.

выставка Людмилы Огневой
Выставка Людмилы Огневой в Донецке. Фото: www.ohneva.infoua.net
рушник Людмилы Огневой
Рушник, вышитый Людмилой Огневою. Фото: www.ohneva.infoua.net


«Мы создадим музей Людмилы Огневой на освобожденной Донетчине»

Владимир Березин отмечает: необходимо сохранить наследие Людмилы Огневой. 

«Те, кто обеспокоен этим, — прежде всего, мастер Светлана Кравченко из общественной организации «Бахмут Украинский» — хотели бы, чтобы был отдельный музей Людмилы Огневой, именно у нас (в Донецкой области, — ред.). Мы освободим наши территории и сделаем его. Ее работы кажется передали в Музей Ивана Гончара в Киеве. Но там это будет какой-то маленькой частью. А у нас в Донецкой области оно будет «стрелять». Надеюсь, Донецк освободим и сделаем это точно. К этому нужно готовиться”, – говорит Владимир Березин.

Читайте также:


Загрузить еще