Во время открытого вторжения местные власти Донецкой области продолжают выделять деньги на обновление дорог. Среди постоянных подрядчиков мы нашли людей, связанных с политиками и чиновниками из Донбасса. Также некоторые компании-победители фигурируют по делам о сговоре с чиновниками.
Ремонты проводят даже в населенных пунктах возле линии фронта, регулярно попадающих под обстрелы. Некоторые критикует такие расходы во время войны, а кто-то, напротив, объясняет, которые по этим дорогам эвакуируют раненых военных и гражданских.
Наши журналисты разобрались, кому платят за обновление дорог в Донецкой области и сколько на это уходит из бюджета.
С начала этого года ТОВ “Славдорстрой” выиграло тендеров на инфраструктурные работы в прифронтовом регионе на свыше 250 млн грн. В течение 2023 года за работы в Донецкой области компании заплатили свыше 343 млн. грн, а в 2022 году — 532 млн. грн. Все эти тендеры проводили местные власти.
Бенефициарным владельцем фирмы Александр Ломакин. Также он является совладельцем компании ООО «Славспецтех». 9% акций этой компании через ТОВ “Слав Групп” принадлежат Эдуарду Бондаренко, который есть бизнес-партнером бывшего народного депутата от Краматорска Максима Ефимова. В Верховной Раде последний входил в комитет по энергетике и жилищно-коммунальным услугам. До полномасштабного вторжения Ефимов являлся совладельцем ныне закрытого предприятия ПАО «Энергомашспецсталь».
Для данным аналитической системы YouControl, акциями завода также владела российская государственная корпорация «Росатом». В 2023 году компанию закрыли из-за банкротства, а накануне, в 2022 году, после начала полномасштабного вторжения России завод сильно пострадал от обстрелов россиян.
В группу компаний «Славдорстрой» входят и другие крупные инфраструктурные подрядчики и субподрядчики Донбасса. Среди них — ООО «Слав АБЗ» и ПАО «Донбассэнерго». Са последние полтора года они совокупно выиграли подряды на 27 млн грн.
Раньше мы писали о том, кто ремонтирует мост в Святогорске, разрушенный россиянами летом 2022 года Договор заключили с компанией «Первая украинская дорожно-строительная компания».
Кроме нее, участие в ремонтных работах принимал ряд субподрядчиков. Один из них — ООО «Киевдортехнология», которому досталась большая часть средств, предназначенных для работы.
Владельцем фирмы является Виктор Коркишко. Раньше он возглавлял Донецкий облавтодор и был депутатом Буденновского районного в городе Донецке совета от ныне запрещенной Партии регионов.
Предприятие фигурирует в уголовных производствах, в частности, по хищению бюджетных денег на ремонтах дорог. Несмотря на это, в течение 2022—2024 годов оно выиграло тендеров в Донецкой и Харьковской областях более чем на 360 млн грн.
Еще одной фирмой-субподрядчиком является ООО Слав АБЗ. Компания входит в группу компаний Славдорстроя. Фирма принадлежит вышеупомянутому Ломакину — совладельцу компаний Эдуарда Бондаренко, являющегося бизнес-партнером Максима Ефимова.
Большинство фирм, участвовавших в ремонте, подозревали в финансировании самопровозглашенной «ДНР». За это в Уголовном кодексе Украины предусмотрено наказание до 10 лет тюрьмы с возможной конфискацией имущества. Часто по этой статье уголовного кодекса судят боевиков, воевавших против Украины на стороне фейковых республик.
Впоследствии по этим фактам открыли судебное дело, которая продолжается.
Как узнали журналисты Свободного радио по судебным документам, один из подозреваемых наладил сотрудничество с незаконными органами оккупационных властей и таким образом финансирует пророссийские вооруженные формирования.
Правоохранители утверждают, что подозреваемый осуществлял незаконную хозяйственную деятельность на территории временно оккупированного Крыма и самопровозглашенной ДНР. Для своей работы он получал от незаконных оккупационных администраций лицензии.
«При этом ЛИЦО_7 (ФИО не указывается, — ред.), <…>, оказывает помощь представителям оккупационных властей в выведении средств в теневой сектор экономики, которые в дальнейшем направляются на собственные нужды и материальную поддержку незаконных вооруженных формирований, в частности в ходе ведения хозяйственной деятельности указанными обществами уплачиваются налоги в так называемое «Министерство органов доходов и сборов «ДНР»”, – говорится в производстве.
По материалам следствия, подозреваемому принадлежат несколько ООО: «Торговый дом «Завод метизных изделий», «Укрспецстрой», «Дорстройфинанс», «Аветерра» и «ДКСУ Укрэнергочермет». Совладельцем всех указанных фирм, согласно данным аналитической системы YouControl, есть Андрей Панченко.
Одна из ООО Панченко, «Укрспецстрой», фигурировала в расследовании “Радио Собода». В 2016 году компания выиграла тендер на строительство так называемой «стены» на российско-украинской границе. «Стеной» называли инженерные сооружения, которые должны были усилить защиту государственной границы на севере и востоке, поскольку на тот момент риск вторжения российских войск был высоким. Тогда военная прокуратура заподозрила, что на строительстве «стены» в Черниговской области тратили государственные деньги. Аналогичные дела завели и в других регионах. В Верховной Раде вокруг строительства укреплений на границе тоже постоянно поднимались скандалы.
Фигуранты судебного дела, согласно материалам, устроили бизнес на оккупированных территориях и платили налоги в казне оккупационных администраций. Эти средства могли идти на финансирование боевых действий против Украины.
Среди партнеров Андрея Панченко в судебных документах фигурируют несколько человек. С помощью названий компаний, указанных по делу, нам удалось установить имена некоторых из них. Ими оказались Артур Леонидович Бабашов и Леонид Иванович Бабашов. Артур Бабашов владеет компанией ООО «АЛЬТ-ЭРА», которая зарегистрирована в поселке Красногвардейском, что во временно оккупированном Крыму.
В России также зарегистрировано одноименное ООО «Альт-Эра», зарегистрированное во временно оккупированном Симферополе. Среди совладельцев компании мы нашли Артура Бабашова и его отца. депутата российской госдумы от партии «Единая Россия» Леонида Бабашова.
Бабашов-старший в Госдуме входит в комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре. С 2014 по 2021 он был депутатом оккупационной «Госудумы Крыма» от «Единой России», где возглавил «комитет по строительству и ЖКХ». Тогда же против него были введены санкции 27 стран, в том числе и Украина. Депутат является совладельцем российской фирмы не напрямую — через ООО «БЛИК».
Среди прочего, в судебном деле отмечалось, что Альт-Эра проводила инфраструктурные работы на временно оккупированных территориях Запорожской и Херсонской областей:
С момента полномасштабного вторжения РФ на территорию Украины ООО «Альт-Эра» и другие подконтрольные лица и общества расширили свою сферу влияния и начали вести хозяйственную деятельность на временно оккупированных территориях Украины, в частности на территориях Херсонской и Запорожской областей. Указанная информация изложена на официальных веб-ресурсах информационного издания «ZOV Запорожье» и ООО «Альт-Эра», где указано, что указанные общества по состоянию на октябрь 2022 года произвели ремонт трассы Донецк – Мариуполь – Мелитополь – Херсон.
В ходе обыска 21.03.2023 в помещении одного из подозреваемых среди другого изъяли следующие документы:
В течение 2022-2024 годов ООО «Красногоровское ремонтно-строительное предприятие» получило на инфраструктурные работы более 97 млн грн бюджетных средств.
В июле фирма выиграла два тендера на почти 400 тыс. грн на ремонт дорог в Селидово (в 263 тысячи да 127,6 тысяч гривен). По обеим договорам работы должны быть завершены до конца года. К моменту публикации этого материала центр города от линии фронта отделяют около 3,5 км. За данным активистов аналитического портала DeepState, некоторые районы Селидового уже находятся в серой зоне.
В мае еще почти 7,5 млн грн достались этой компании на ремонт дорог в Доброполье, что примерно в 32 км от передовой.
Фирмой владеет Дмитрий Щетинин. Его жене, к слову, тоже достаются подряды. Раньше мы писали о том, что она выигрывала тендеры на ремонт дорог. Свой первый подряд директор детского сада в Харькове получила через 9 дней после открытия ФЛП.
Другая фирма, которую нередко выбирают подрядчиком чиновники из Донецкой области — это ЧП «Агропромстрой». За последние 2,5 года компания выиграла тендеров более чем 65 млн грн. Все эти деньги достались фирме от заказчиков из региона. Ее владелица Татьяна Соловьева в 2015 году баллотировалась в Покровский городской совет от партии «Блок Петра Порошенко», но не была избрана. Муж Соловьевой Евгений Соловьев был руководителем Донецкого облавтодора.
В мае этого года Агропромстрой получил суммарно 9 млн грн на ремонт дорог в Покровске, который расположен в 11 км от линии фронта и часто попадает под обстрелы россиян.
линия фронта постепенно приближается к Покровску.. В то же время Агропромстрою дали еще один тендер на 4,5 млн грн на ремонт дорог. Договор на выполнение работ еще не подписали.
Кто ремонтирует дороги в Константиновке
Один из тендеров на ремонт дорог в Константиновке на 19 млн гривен выиграла компания ООО «Укрэнергогрупп». Владелец фирмы Артур Арами Адамян, который в 2015 году баллотировался в Одесский городской совет от Радикальной партии Олега Ляшка, но не прошел.
Также в мае этого года городские власти Константиновки потратили 45 млн грн на ремонт автодороги по ул. Олексы Тихого. Тендер выиграла уже упомянутая ранее компания ООО «Славдорстрой». Тогда же ей достался еще один тендер в 15 млн грн. В обоих тендерах у компании не было конкурентов со своими тендерными предложениями.
Напомним, центр Константиновки находится примерно в 12 км от передовой. Город регулярно попадает под обстрелы окупантов. В результате одного из последних российских ударов в Константиновке погибли пять человек, еще столько же получили ранения.
Кто ремонтирует дороги в Дружковке
Тендер более чем на 88 млн грн на капитальный ремонт дороги между Софиевкой и Дружковкой провели в сентябре 2023 года. Победителем стала компания ООО «Первая украинская дорожно-строительная компания». Среди ее владельцев уже упомянутый Виктор Коркишко. В тендере участвовала только эта фирма и выиграла его, не имея конкурентов. Стоит отметить, что ремонт дороги на этом участке производили в три очереди. Предыдущие работы — на 95 млн грн и 98,5 млн грн — выполняла фирма «Славдорстрой».
В марте 2023 года Управление жилищно-коммунального хозяйства Дружковского городского совета заключило договор на 3,4 миллиона гривен на ремонт дорог в городе. Тендер выиграла компания ООО «Билдгрупп», совладельцем которой является Виктор Коркишко. Также в аукционе участвовало ООО «Славдорстрой».
Кто ремонтирует дороги в Краматорске
В марте 2024 Управление жилищно-коммунального хозяйства Краматорского городского совета заключило договор с ООО «Первая украинская дорожно-строительная компания», о котором мы ранее уже упоминали. Тендер был проведен для ремонта моста через реку Беленькую по автодороге Краматорск — Славянск. Других предложений не было, это ООО было единственным участвовавшим в тендере. Работы оценили в 9 миллионов гривен.
Чтобы выяснить, собираются ли органы местного самоуправления Донецкой области прекращать инфраструктурные работы в связи с обострением ситуации на фронте, мы направили запросы. Как только мы получим ответы, мы обновим этот материал.
Напомним, на сайте Свободного радио вы можете найти больше текстов о ремонтах, строительстве и восстановлении в Донецкой области. Раньше мы разбирались: