Сейчас в Украине Международный день труда часто критикуют из-за влияния СССР — тогдашняя власть постаралась, чтобы этот праздник ассоциировался с коммунистическими идеями, а не с борьбой за равные права рабочих. Позже этот день превратился в возможность лишний день отдохнуть на природе или поработать на огороде. Разбираемся с историком, почему праздник Первого мая — не только советское достояние.
Об истории праздника, советском влиянии и почему некоторое время его отмечали 18 апреля Вильному радио рассказал старший научный сотрудник института истории Украины Национальной академии наук Украины Геннадий Ефименко.
Международный день труда отмечают в 143 странах мира в память о рабочих протестах. Впервые такие демонстрации возникли в конце XIX века как проявление солидарности с вышедшими на митинг рабочими в США, требуя восьмичасового рабочего дня. Впоследствии эту идею подхватили и во многих других странах.
В Украине День рабочей солидарности впервые был отмечен во Львове в 1890 году. В Харькове в этот день в 1900 году устроили демонстрацию, а в 1913 к празднику присоединились и Киев, Екатеринослав (сейчас Днепр), Николаев, Одесса, Херсон и Юзовка (ныне Донецк).
День труда также был объявлен государственным праздником и нерабочим днем в принятом 7 февраля (25 января) 1918 законе о 8-часовом рабочем дне в Украинской Народной Республике. Но впервые праздник стал официальным и нерабочим днем еще в 1917 году, после свержения самодержавия, но еще до прихода к власти большевистской партии.
“Вообще корни Первого мая не советские, а американские, потом распространились дальше. Во многих странах это праздник труда. Но в советском празднике очень мало было чего-то связанного с реальной помощью рабочим, как это подразумевалось во всем «некоммунистическом» мире. То есть в Советском Союзе это был политизированный праздник под лозунгами власти, который, по сути, противоречил идеям или не соотносился с теми реальными идеями, которые есть в странах демократического мира”, — рассказывает специалист.
Многие украинцы старшего поколения знают Первое мая как День солидарности трудящихся, который активно праздновали в СССР. Тогда устраивали демонстрации, парады и концерты, а на предприятиях поощряли грамотами рабочих, перевыполнявших план. Их называли «ударными тружениками». Но главное — этот праздник помогал тогдашней власти продвигать свою идеологию, делится ученый Геннадий Ефименко.
“Это был сугубо идеологический праздник, потому что каждый раз советская власть провозглашала актуальные для текущей ситуации главные лозунги на этом празднике. Они зависели от политической ситуации в стране и мире. К традиционным «борьбе за власть советов» или «борьбе с буржуазией» добавлялись еще «за коллективизацию» или «против немецкого фашизма» и так далее. То есть постоянно это был идеологизированный праздник, так сказать, о «борьбе с внешними и внутренними врагами”, — объясняет Геннадий Ефименко.
Ученый вспоминает: до 1917 года в России, в том числе и в подроссийской Украине, День труда отмечали не 1 мая, а 18 апреля.
“Получалось так, что когда у нас отмечали первое мая до 1917 года, потому что жили тогда же по юлианскому календарю, то в Европе это уже было 14 мая. А в 1917 году, даже когда еще календарь оставался юлианским, Первое мая уже отмечали по другому календарю со всем миром. По старому стилю, то есть по действующему тогда в России календарю, это было 18 апреля”, — говорит специалист.
Историк уверяет: официально уже много лет День труда в Украине не имеет ничего общего с советскими нарративами. Для большинства — это вообще просто еще один дополнительный выходной.
“Вы знаете, еще задолго до конца существования Советского Союза этот праздник терял свою идеологизированность. С падением надежд советской власти на мировую революцию (а окончательно они исчезли уже во время Второй мировой) оно становилось менее идеологизированным, но традиции, конечно, оставались. Еще с последних лет существования СССР нередко шутили, что в этот день коллективно сажаем картошку или еще что-нибудь. Идеологический аспект у нас больше утрачен даже, чем в некоторых других странах”, — утверждает Геннадий Ефименко.
И все же, по мнению историка, для украинцев, живших в СССР, Первое мая еще долго будет ассоциироваться с коммунистическим прошлым.
“По-моему, для людей, которые жили в Советском Союзе, и были у них эти традиции, это действительно есть или может быть “советщиной”. И для этого всего есть основания, потому что под этот праздник мобилизовывались в советское время партийно-идеологическая работа и воспитание. Смотрите, как сейчас с Карлом Максом — мы же переименовали эти наши улицы не потому, что он был таким плохим и одним из реальных деятелей коммунистического режима, а потому что его имя фактически стало синонимом большевистской власти. Его постоянно использовали как лозунг, хотя у него об этом не спрашивали”, — подытожил старший научный сотрудник института истории Национальной академии наук Украины.
Напомним, ранее мы рассказывали о настоящей сути праздника 8 Марта, который многие до сих пор воспринимают как «день слабого пола».