image

Православные. История супругов с Бахмута, которых объединила вера, и их описание современного христианства в ПЦУ


.
Православные
История супругов с Бахмута, которых объединила вера, и их описание современного христианства в ПЦУ
Самой распространенной религией во многих странах постсоветского пространства является православие. Большинство украинцев крещены, но не все знают в чем действительно заключается настоящее православное вероисповедание. В этом материале из спецпроекта "Религия объединяет" мы расскажем о крещении и других православных таинствах, о праве выбора вероисповедания, и какой грех самый страшный для христианина и многое другое об этой вере. А разобраться нам помогут Оксана и Сергей Судак с Бахмута. Они расскажут о своей религии и о ее особенностях.
В серии материалов спецпроекта "Религия объединяет" мы рассказываем о 4 разных конфессиях, их особенностях и о том, чего читатели, возможно, не знали. Главная цель каждого текста— рассказать о различных религиозных людях востока Украины, их традициях и взглядах. Ведь все мы живем рядом и вместе формируем жизнь в нашем регионе такой, какая она есть. И в этом многообразии — сила.

В финальном пятом тексте мы сравним четыре религии, о которых нам рассказали представители вероисповеданий, и вместе поищем между ними общие и отличительные черты.
Этот репортаж Свободное радио делает по собственной инициативе. Мы не хотим никого обидеть или задеть чувства людей разных вероисповеданий и конфессий.
Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.
Храм ПЦУ в Бахмуте
Встретиться с супругами Судаков мы запланировали в единственном храме Православной церкви Украины в Бахмуте. Своего отдельного жилья священник и его жена пока нет. Зато в общине есть близкие им люди и единомышленники. Но даже здесь провести с ними время не так просто. Оксана и Сергей очень активны, поэтому договариваться о совместном интервью пришлось несколько недель. Для этого идем на службу в выходные. Дело в том, что это не типичная семья батюшки и матушки, которую можно представить стереотипно. Сергей в будни живет и работает правоохранителем в Краматорске, Оксана обычно в Бахмуте, но тоже занята с 9 до 17 — она возглавляет городское Бюро юридической помощи. Вместе они в выходные дни мужа и на праздники.
Храм ПЦУ в Бахмуте сейчас — это комнатка в подвале многоэтажного дома. Колокольни здесь нет, икон на входе тоже. Поэтому трудно найти, где именно вход в храм. Тем более, что потрепанные ржавчиной голубые двери в холод закрывают. Зато, открывая их, сразу окутывает запах ладана.
Семейная пара приветствуется при входе, но сначала у супругов служба. Поэтому можно только наблюдать, но разговоры уже после литургии. Сергей переоблачаеться в Отца Сергия с одеванием рясы. Хотя из-под нее и виднеются камуфляжные штаны. Так он начинает службу Божью.

Помещение самого храма небольшое — около 25 м². Даже вчетвером здесь становится немного тесновато. А на Богослужение приходит и больше людей. Стены оклеены обычными комнатными обоями, иконостас, или как его еще называют, "царские врата", сделанные из ДСП, а некоторые иконы здесь напечатаны и приклеены.
Как проходят служения в бахмутском приходе Православной церкви Украины
Напротив иконостаса — места для прихожан: стулья, вешалка, куда можно повесить свои вещи, стойка, на которой лежат тексты с молитвами и священными песнями. А на подоконниках и в углу комнаты лежат разные книги.

"Господи, помилуй. Господи помилуй. Еще молимся Господу Богу нашему, чтобы услышал голос молитвы нас, грешных, и помиловал нас, и охранял всех людей Украины нашей...", — раздается здесь одновременно тихо (по сравнению со службой в просторном помещении церквей) и громко (в масштабах комнаты).
В своем храме Оксана и Сергей не супруги, а просто священник и прихожанка. Он читает разрешительную молитву над склоненной головой Оксаны. Держатся они поодаль. Ничто не выдает в них пару. Хотя именно так они здесь и познакомились.

Ритуал исповеди до сих для них общий. Когда Оксана так рассказывала о своих амбициях стать депутатом городского совета, а духовный наставник в том ее поддержал. Сейчас для нее духовный наставник и ее муж в одном лице.
— Можно ли женщине исповедоваться своему мужу, даже если он священник? И не запрещает ли это религия?
Отец Сергей: Во-первых, я нигде не встречал возражения, что женщина не может исповедоваться мужу. Потому что она исповедуется Богу. А я только свидетель, который видит, что человек раскаивается. Во-вторых, я исповедую ее не как жену свою, а как священник прихожанку.
А как вы исповедуетесь?
Отец Сергей: Нет, только другом священнику.
Оксана на службе единственная, кто решил исповедаться. Как правило, в храме для этого есть отдельное место. Таинство исповеди для православного — это признание своих грехов, раскаяние в них, просьба о прощении — интимный. В нынешних условиях на исповедь выходят в коридор.
"Сказал Господь: данная вам власть, священникам. Кому простите грехи, тому простятся. А на ком вы их оставите, на том и останутся. "Это Он дал нам ответственность такую отпускать грехи. Грех не должен отпустить священник? Нераскаянный. Если человек признал, что она грешна, но в нем не кается, то такой грех священник не может простить. Ты переспросишь человека, собирается ли она еще делать, и она отвечает "нет, не собираюсь, я каюсь", то тогда прощаются эти грехи", — объясняет Свободному радио Сергей.

То есть у человека, раскаялась и исповедовалась священнику, грехи, так сказать, аннулируются. Так же, по словам Сергея, Бог даже без священника может отпустить грех человеку, который не верит в Бога или не пришел специально на исповедание. Это только если человек действительно искренне раскаялся, и когда грех ему простится, он почувствует облегчение на сердце.

Однако, как говорит семья, все люди грешны. И священник признает себя грешным.
"Человек если не грешен, то как она можно понять людей, которые грешат. Когда я исповедую людей, я слушаю те же грехи, которые сам делал. Поэтому я понимаю этих людей. И даю лекарства такие же, которые использовал бы для себя. А если бы у меня не было тех грехов, то люди боялись бы рассказать о своем грехе. Как бы "он же праведный, как я буду такое рассказывать, такие отвратительные поступки". Но я такой же человек, как и они", — говорит отец Сергей.

"У каждого есть много грехов. А чтобы начать их осознавать, надо читать и знать, что конкретно есть грех. Очень часто мы делаем будто небольшие грехи, маленькие: где кого-то обидели, кого накричали, пренебрегли. Это ведь тоже грехи, но мы можем это осознавать. А когда начинаешь готовиться к исповеди, то начинаешь понимать", — поддерживает его жена.

Сергей добавляет, что после исповеди грех все равно должен чем-то искупиться. Даже если это убийство. Если человек забрал чью-то жизнь, то Бог не забрал жизнь убийцы для того, чтобы тот успел покаяться и сделать что-то хорошее и полезное для других. Кроме того, по словам священника, не только убийство — не самым страшным грехом.

"Самый страшный грех - это нераскаянный. В церкви считаются также самыми страшными грехами: чрезмерная надежда на Бога и противоположный ей грех - полное отчаяние, то есть полная безнадежность на Божье милосердие. Это когда ты специально грешишь и думаешь, что Бог тебе все отпустит, и если у человека нет никакой надежды на Бога", — говорит Сергей.
"Береженого Бог бережет, но и ручки надо продезинфицировать, и масочку надеть"
После Богослужения всех прихожан и нас приглашают в соседнюю комнату выпить горячего чая. Помещение хоть и небольшое, но все садятся друг от друга на определенном расстоянии, чтобы придерживаться социальной дистанции.

Пока чай заваривается Оксана Судак просит всех обработать руки антисептиком. В этой комнате есть немало напоминаний о том, что Православная церковь Украины — патриотическая. С сине-желтыми чашками в руках, со священником и его женой мы начинаем разговаривать о взглядах на жизнь православных христиан.
Антисептик и дистанция наталкивает на первую тему - отношение к болезням и медицины. Семья Судаков не отрицает, что коронавирус существует. Объясняют, что любые болезни — это испытание от Бога.

"Не может так просто кто-то взять и придумать этот вирус и распространить его. Бесспорно, что это послано испытание от Бога. Потому что такую болезнь только Бог может послать. А сейчас человечество делает то, что от него зависит. Но инфицируется этим вирусом человек, это зависит от Бога", — говорит Сергей.

Но и обращаться к Богу при Коронавирусная или любой другой болезни сразу хоть и не помешает, считает человек, но сначала надо обратиться к традиционной медицине.
"Медики лечат людей теми методами, которые от них зависят. Они используют тот опыт лечения, который был раньше. Отказываться от того опыта, научных достижений обычной медицины - это неуместно. Это как отказаться от того же автомобиля или света или водопровода. Церковь не говорит, что надо отказываться от медицины", — говорит Сергей.


Кроме того, по словам священника, не бог дал людям медицину. Это результат из опыта жизни человека и является достижением человечества.
Почему умирают люди
Если же из-за болезни или по другим причинам человек умер — это также воля Господа, такая трактовка религиозных текстов православных верующих.

"Это было заранее предусмотрено. Все происходит по воле божьей. Если угодно было тому человеку погибнуть / умереть в том или ином месте, и время, значит это угодно Богу. Премудрость Божью нам не понять. Какая причина должна быть, чем тот живет дольше, а то меньше. Церковь толкует, что человек забирает Господь в тот момент, в котором видит, что человек добралась определенного уровня, Бог знает, что выше она уже не поднимется, и поэтому ее забирает. Так же и когда вниз идет, ухудшается, когда Бог знает, что человек может ухудшиться еще больше, чтобы хуже не было, то он забирает ее раньше", — объясняет свое отношение Сергей.
Смерть, по мнению семьи — это не конец. Умирает только тело, но после смерти человек может воскреснуть при втором пришествии Иисуса Христа.

"Надо думать с точки зрения" а что с душой человека будет в дальнейшем?". То есть физическая смерть не означает смерти для души. А душа она же вечна. И что же дальше с этими душами? Так как говорит церковь, до второго пришествия в зависимости от того, как человек нагрешила, то эта душа находится в таком, как мы называем, в раю или аду, это мы так называем, но это состояние души, но в конце все имеют воскреснуть телесно, ранее умерли", — добавляет Оксана Судак.
Библию поймут не все
Все толкование своего вероисповедания священники берут из Библии — главной книги для христиан. И трактовок у нее есть тысячи, поэтому в зависимости от конфессии встречаются различные обряды и обычаи. Как правило, все богослужебные тексты церковь берет из священного писания.
"Я думаю, что не все, кто прочитает ее, спасутся, или всем будет полезно. Конечно, слово Божье имеет большое влияние на сердце человека. Но есть много непонятного для обычного человека. Много мест требует еще и трактовки. Если мы будем выполнять все, что написано, то это приведет к плохим последствиям. Например, когда говорится "если око соблазняет тебя, вырви это око". Если выполнять буквально все — это нехорошо. Это для примера", — объясняет Сергей.

В то же время священник советует читать людям псалтырь. Он говорит, что эта книга будет полезной для каждого. По этой книгой раньше даже учились в школах.

В разговоре на вопрос все больше соответствует именно Сергей. Хотя Оксане тоже есть что добавить, она уступает мужу, но не перебивает его. А когда обращается, говорит на "Вы". И уверяет — так все только на людях. Дома они общаются на "ты", а решения принимают совместно.

Относительно равенства женщин и мужчин, Сергей говорит, что религия разделяет их как двух отдельных людей.

"Если женщина хочет быть такой же, как человек, то, во-первых - это ей не нужно, а во-вторых, Бог создал мужчину и женщину. Они отличают и должны отличаться и в характере, и в образе жизни и умениях, талантах, в этом премудрость Божья. Если, например, вопрос равенства в правах - это нормально. А если женщина хочет выполнять ту работу, что и мужчина — это извращение. Естественно, когда человек зарабатывает деньги, а женщина все обслуживает", — говорит Сергей.
Но жена с ним не согласна. Говорит, что церковь считает, что женщина должна подчиняться мужу, как церковь подчиняется Христу. Но это не значит, что женщина должна подавлять себя в этом:
"Что касается равенства, то я считаю, что если женщине нравится выполнять ту работу, которую она выполняет, то не нужно ей запрещать. Сейчас границы так стираются относительно мужских или женских профессий. Сейчас женщины военные бывают".
Уже после этого объяснения Сергей соглашается с женой, что если женщина чувствует себя комфортно на той или иной профессии, то это является нормой.
Христианское крещение заменило ветхозаветное обрезание
Пока у семьи Судаков нет детей. Семья Судаков говорит, что если будут, то они обязательно будут ее крестить. Священник добавляет здесь интересный факт: раньше, до крещения, делалось обрезание. Ибо в православной церкви есть праздник, который называется "Обрезание Господне"

"Мы недавно отмечали Новый год по старому стилю, когда кроме Святого Василия Великого мы вспоминаем Обрезание Господне. Оказывается, что телесные родители Христа принесли в храм, чтобы сделать обрезание, не спрашивая его согласия. А то ветхозаветное обрезание прообразом настоящего крещения. Сейчас крещения заменило ветхозаветное обрезание", — говорит Сергей.

В те времена люди добровольно делали обрезание и впоследствии крещения, ведь это не было так распространено, рассказывает священнослужитель.

"Когда церковь формировалась, то люди сознательно становились христианами и тогда и крестились. А сейчас, когда в христианских супругов есть ребенок то соответственно они в христианском духе ее воспитывать. И поскольку в нашей стране, на нашей земле, подавляющее большинство это христиане, то не было нужды ждать, чтобы человек вырос и покрестился. Сейчас просто система другая, распространилось христианство у нас. А раньше, когда мало было христиан, то надо было выбрать религию, поэтому и крестились во взрослом возрасте", — делает исторический экскурс Сергей.
В то же время семья Судаков не считает, что окрестить ребенка маленьким значит лишить его права выбора вероисповедания.

"Раньше не думали, что какую-то другую веру кто будет исповедовать. А о том, что послал нам, например, господь ребенка, мы его кормим, мы его ухаживаем. Но мы не спрашиваем его "слышишь, а согласен ли ты сейчас поесть? Или чтобы мы тебя одели?". Мы же не спрашиваем об этом ее. Так же как о телесном жизни ее заботимся, так и о духовном", — говорит Сергей.

"И действительно, как это лишить ребенка дару Господнего? Как это мне родители дарили, хотя и бессознательно, а чего же я человека буду этого лишать, если мне это всю жизнь помогало, меня всю жизнь оберегало", — добавляет Оксана.

При этом, если рассматривать вопрос гипотетически, то они готовы, что их будущий ребенок может захотеть изменить религию:

"Во-первых, мы, так же как родители телесные, как и Бог о нас, мы не забираем свободу выбора. Я бы дал свободу своему ребенку. Просто я бы привел определенные аргументы, доказал бы в чем преимущества там или там, недостатки есть", — рассказывает Сергей.
Многие религиозные конфессии исповедуют единобожие (веру в единого Бога)
Правда сейчас сравнивать еще не готов. Отец Сергей пока не изучил все конфессии тщательно. Составил свое впечатление только о некоторых религии. Например, по его мнению, буддизм — это больше не религия, а философия. А магометанство — более примитивная религия.

"За то, что ты погибнешь в борьбе с неверными, ты будешь иметь такие то телесные наслаждения, будешь иметь целомудренных девушек", — рассказывает Сергей.
— А как к католицизму относитесь?
— Католицизм... Вот в нашей истории Украины часто католицизм часто боролся с православием. Учитывая тот весь опыт, сравнивая это все, я много вижу в католицизме неправильного, извращения много.
— В чем именно?
— У нас священнослужитель должен быть женатым. Потому что у нас в православных, если ты холост, то тебя не посвящают. Не можешь принять сан. Обязательно жениться нужно. Или отказаться от женитьбы и уйти в монашество. А у католиков сделали духовенство НЕ языков создало из себя свою отдельную касту холостых, чем сделало мнимую перегородка со своей паствой. У нас, у православных, если ты монах, то должен в монастыре жить. Не должен так плотно общаться с противоположным полом. А в католицизме это очень большое неудобство. В них священники должны жениться только тайно.
История женитьбы для Оксаны и Сергея — особая тема. Дело в том, что, согласно канонам Православной церкви, священник не имеет жениться во второй раз. К тому же после принятия сана не вправе венчаться. Но в то время, когда пара захотела жениться, у Сергея уже был ранее один брак.
"По канонам церкви священник когда принимает духовный сан, он уже жениться не может. И те, кто 2 раза женился также не могут стать священником. Это по канонам церкви. У меня и ребенок уже есть. И я себя морально готовил к монашеству. Христианин может идти двумя дорогами: либо жениться, семью иметь, или принять монашеский постриг — служить мира сего, не себе, а только Богу", — объясняет Сергей Судак.

И чувства победили. И когда Оксана и Сергей обратились со специальным просьбой о браке в их правящего архиерея, он не возразил против их женитьбы.

Оксана говорит, что, например, во Вселенской православной церкви, их патриарх уже позволил своим священникам принимать второй брак, если возникла в этом необходимость.
Супруги надеются, что и в ПЦУ тоже когда-то примут такие же правила, как и во Вселенском патриархате.
"Однокомнатный" подарок от Николая
Неоднократно в разговоре Оксана и Сергей Судак говорили о чудесах от Бога и о том, что если Бог что-то не дает, то это человеку не нужно.

Когда мы договаривались впервые об интервью, то хотели пообщаться с семьей Судаков в их жилье, чтобы больше погрузиться в семейную атмосферу. На тот момент Оксана рассказала, что жилья собственного в них нет. Однако, во время нескольких наших разговоров все изменилось:

"Мы так смотрели, что надо ездить искать жилье, но времени постоянно не было. Отец Сергий отвечал: "Не волнуйся, Николай обо всем позаботится". А я с практической точки зрения думаю: "Может мы как-то поможем Святому Николаю? Надо ведь тоже что-то делать". У меня нет чрезмерной надежды, я все, что могу — сделаю, а все, что не могу — на Бога уже буду полагаться. И буквально перед Днем Святого Николая 17 или 18 декабря звонит отец Сергей и говорит, позвонить нашему архиепископу Донецкому Мариупольскому", — эмоционально рассказывает Оксана.
Оказалось, что женщина из Киева хочет подарить однокомнатную квартиру в Бахмуте. Именно она станет первым жильем супругов.

"До Нового года она приехала, оформляет договор дарения, она дарит квартиру прихода. И уже в разговоре спрашиваем: "Ну вот как так?". Она пояснила, что продать не могла, нюансы какие-то были. И вообще это была инициатива ее мужа. Мы же спрашиваем: "А как зовут мужа?". А она говорит: "Николай". И здесь совпадает, что отец Сергий говорит "Николай поможет" и здесь происходит событие по инициативе мужа, которого назвали в честь Святого Николая", — с улыбкой объясняет жена священника.
Впоследствии супруги надеется найти просторный приют и для храма.

"Возможно мы, нашей семьей, купим какой-то дом и сделаем храм. Это может быть. Надо ходить по предприятиям, организациям, после всего ходить. А не все хотят ходить. Я не имею возможности время. Только в субботу-воскресенье могу. Когда будет возможность, тогда и будем ходить", — говорит Сергей Судак.

А Оксана от себя добавляет: надо верить в Бога и верить в то, что может произойти. Если не верить, то ничего и не будет.
186
Поделиться публикацией
Читайте нас в Telegram DONрегион
Подписывайтесь на наш Instagram Свободное радио

Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.


Спонсор