Во Львове открыли выставку “Память рода. Мариуполь 70-80-х годов на фотографиях из семейных альбомов. Ее автор – мариупольский фотограф и журналист Станислав Иванов. Мужчина собрал фото из архивов нескольких семей в один обобщенный альбом мариупольца, чтобы сохранить память о тех местах и напомнить, что потеряли жители разрушенного и временного оккупированного города.
О выставке Станислав Иванов рассказал Вильному радио.
Несколько черно-белых карточек на стене и фотоальбом. Такой, который был почти в каждой семье и хранил воспоминания, со страниц которого улыбались родственники и показывались мариупольские достопримечательности — драмтеатр, водонапорная башня, море…
Так выглядит экспозиция выставки “Память рода. Мариуполь 70-80-х годов на фотографиях из семейных альбомов, которую автор создал в рамках резиденции во Львовском муниципальном художественном центре.
Для фотопроекта Станислав Иванов отобрал 61 фото из архивов своей семьи и других мариупольцев. Эти фото мужчина собирал несколько лет, когда исследовал историю Мариуполя и местных мозаик. Тогда фотографии, не представлявшие ценности для исследований, просто оставил в электронном архиве. А уже через два года полномасштабного вторжения во Львове собрал из них выставку “Память рода”.
“Тогда я нашел несколько интересных фотографий, например, Дом связи еще без мозаики. Но большинство этих фотографий не составляло большой ценности с точки зрения истории, исследований, они были чисто персональными, какие-то личные воспоминания, личные мероприятия или празднования и моменты какие-то, совершенно спонтанные иногда.
И в этих анонимных осколках мне захотелось попытаться создать коллективное воспоминание, выстроить его на визуальных образах Мариуполя. Там есть водонапорная башня, есть проспекты, там здания узнаваемые, море. И также на моментах из личных каких-нибудь воспоминаний.
Это детские фотографии, например мама с ребенком. То есть такие фотографии, которые были у всех в том периоде.
Свадьба “на Кулаках” (памятник “Жертвам фашизма”, у “вечного огня” около которого устраивали свадебные фотосессии — ред.), например, или празднование Нового года. То есть это такая история, которая была у каждого в альбоме”, — рассказывает Станислав Иванов.
Так сложилось из-за того, что многие потеряли эти архивы, эту связь, материальную, скажем, с городом. И сейчас многие находятся вне Мариуполя. И вот для меня это было тоже важным моментом. Создать такие имитации того, что они потеряли, вернуть их в какое-то пространство воспоминаний”.
Фотограф рассказывает, что хотел сделать обобщенный фотоальбом каждого мариупольца. Но посетители выставки из Запорожья и Херсона рассказывали, что некоторые мариупольские локации похожи на их родные города.
На выставке 11 фото на стене и 50 в фотоальбоме, который посетители могут полистать.
“Альбом советских времен я купил на барахолке. Хотел воспроизвести этот формат, когда листаешь страницы, смотришь фото. Я заказал альбом через интернет, а когда приехал, то оказалось, что он совершенно такой же, как был у меня дома. Вот такая характерная деталь уложилась в концепцию, которую я закладывал”, — рассказывает автор проекта.
Он рассказывает, что для экспозиции на стену выбирал фото не только по контексту, но и по качеству снимков. И, перебирая архивы, приятно удивился профессионализму некоторых фото.
“А в альбом вошли фотографии, которые уже больше ориентированы на отражение контекста самого города, как в событиях, так и в местах и во взаимодействиях между людьми.
Там, например, есть прекрасные портреты, сделанные в жестком свете, как никто так не фотографирует дома. То есть некоторые фотографии абсолютно удивляют своими качествами с точки зрения технической стороны фотографии”, — рассказывает фотограф.
Увидеть выставку “Память рода. Мариуполь 70-80-х годов на фотографиях из семейных фотоальбомов” можно во Львовском муниципальном художественном центре. Конечной даты экспозиции нет, автор говорит, что она будет в доступе, пока будет интересна посетителям.
Напомним, в Центре городской истории запустили проект “Город в чемодане: спасенные (семейные) архивы”, в рамках которого хотят оцифровать архивы уничтоженных городов. Жителям Мариуполя, Бахмута, Северодонецка и других временно оккупированных и разрушенных населенных пунктов предлагают присылать фотографии из семейных архивов, чтобы оцифровать их и так сохранять историю.