“Ваша карта заблокирована”. Как уберечь свои деньги от мошенников
Эти несколько советов помогут вовремя выявить интернет- и телефонных преступников и не стать их жертвой.
Что нужно знать о кибермошенничестве в Украине
Как отметил во время брифинга в Украинском кризисном медиацентре начальник Киевского управления киберполиции Иван Тимошенко, в последнее время мошенники все чаще переходят в онлайн-плоскость.
“За прошлый год в киберполицию в общей сложности поступило около 48 тысяч обращений. Следует отметить, что это вдвое больше, чем в 2020 году”, — рассказывает Иван Тимошенко.
Среди наиболее распространенных способов мошенничества продажа несуществующих товаров или услуг, отмечает начальник киевской киберполиции. Также многие пострадали от телефонных преступников: фиктивных работников банков или финансовых организаций. Не стоят в стороне и организаторы т.н. “финансовых пирамид” и кредитные мошенники.
“В 2021 году появилась негативная тенденция по оформлению онлайн-кредитов на граждан путем получения доступа к сим-карте, что в дальнейшем дает возможность злоумышленникам получить доступ к интернет-банкингу и, как результат, осуществить оформление кредитов“, — отмечает полицейский.
Как уберечься от мошенников в интернете
На Донетчине, как и по всей стране, львиную долю мошеннических схем в прошлом году составили продажи фейковых товаров через интернет.
В прошлом году в регионе было зафиксировано 530 преступлений в сфере интернет- и телефонного мошенничества. Об этом журналистам Свободного радио сообщили в полиции Донетчины. Еще 82 жертвы мошенники обманули уже с начала 2022 года.
Чтобы избежать самых частых способов развода при покупке или продаже товаров через интернет, правоохранители советуют обращать внимание на следующие “звоночки”:
- цена на выбранный вами товар значительно ниже, чем у других продавцов на площадке;
- обязательное “условие” продавца — полная предоплата или аванс за товар;
- продавец недавно зарегистрировался на сайте;
- продавец соглашается рассчитываться только в анонимной электронной системе платежей;
- Продавец просит сообщить срок действия карты, коды, одноразовые пароли, поступающие на телефон. Эти данные секретные и не нужны при переводе денег;
- Продавец присылает ссылку на страницу с товаром, где нужно ввести полные реквизиты вашей банковской карты. На оригинальной странице этой информации оплаты не просят. К тому же адрес фейковой страницы отличается от настоящей.
Если вы заметили один или несколько таких “колокольчиков” во время общения с продавцом, стоит отказаться от покупки.
Правила безопасного онлайн-шопинга:
- всегда проверяйте информацию о продавце (например, почитайте отзывы о нем в интернете);
- при получении товара на почте всегда проверяйте его перед оплатой;
- используйте функцию наложенного платежа;
- никогда не сообщайте свои персональные данные (срок действия банковской карты, коды, одноразовые пароли, поступающие на телефон и т.п.) неизвестным людям;
- никогда не переходите по ссылкам, которые посылают вам незнакомые люди (в том числе и продавцы). Такие ссылки чаще всего могут вести на “фишинговые” сайты, выманивающие личные данные покупателя.
Как распознать фейкового “работника службы безопасности банка”
Второй самый распространенный вид мошенничества на Донетчине — телефонный, который преступники совершают в основном под видом работников банка.
“Цель преступников – выманить у человека личную информацию, которая позволит установить контроль над его счетом. Аферисты используют методы убедительного воздействия, специализированную лексику”, — рассказывает заместитель начальника отдела коммуникаций полиции Донецкой области Александр Полосухин.
Признаки того, что с вами разговаривает мошенник:
- служба безопасности банка звонит с обычных мобильных номеров;
- от вас требуют CVV-код вашей карты, другие персональные данные или просят продиктовать коды из SMS-сообщений;
- работник банка настаивает на немедленном решении и пытается манипулировать вами;
- вас просят перевести деньги на другой счет (например, для сохранения ваших средств);
- вас “информируют” о блокировке карты или необычном платеже и предлагают выполнить действия для сохранения средств.
“В этом случае полиция рекомендует прекратить разговор и самому перезвонить в банк по номеру, указанному на обратной стороне банковской карты, или лично посетить отделение банка. Ни в коем случае не устанавливать на своё устройство приложения по рекомендации звонящих от имени банка”, — говорит правоохранитель.
Что делать, если потеряли телефон
Упустив смартфон, вы рискуете вместе с ним потерять не только ценные фотографии, но и деньги. Потому мало кто отводит под финансовый номер дополнительный гаджет.
“Дело в том, что наши люди не знают основных правил пользования своими мобильными устройствами, и это используют мошенники. Схем очень много. Ключиком ко всем им — наш телефон. Человек потерял телефон — он потерял и зарплатную карту. Но вместе с этим он потеряла и деньги, которых у него не было — на него пооткрывали кредиты в микрофинансовых организациях”, — рассказывает на брифинге в Украинском кризисном медиацентре глава межбанковской ассоциации EMA Academy Раиса Федоровская.
Эти советы помогут вам уберечь свой телефон и деньги:
- перейдите на контракт с вашим мобильным оператором или идентифицируйтесь с помощью паспорта у мобильного оператора;
- отключите опцию удаленной замены карты;
- установите блокировку экрана (цифровой/графический пароль, отпечаток пальца) и ПИН-код на сим-карту (но не “четыре нуля”);
- никогда не используйте один и тот же пароль для важных приложений (мобильного банкинга, приложения “Дія”);
- настройте отображение сообщений на заблокированном экране таким образом, чтобы не было видно конфиденциальной информации (например, чтобы приходило только уведомление о SMS с паролем вместо полного текста);
- включайте двухфакторную аутентификацию в приложениях.
Если же по каким-то причинам вы потеряли свой телефон, тогда следует совершить три важных звонка:
- мобильному оператору, чтобы заблокировать вашу сим-карту;
- в банк, чтобы заблокировать карточные счета и мобильный банкинг;
- родственникам или друзьям, чтобы предупредить, что вы потеряли телефон и если от вашего имени будут приходить просьбы перевести деньги — игнорировать их.
Напомним, с начала 2022 года украинцы должны привязать свои SIM-карты к паспортным данным. Чтобы это сделать, у людей есть 3 года. А с 1 января 2025 года мобильные операторы не будут обслуживать абонентов, не прошедших идентификацию.
Читайте также:
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.