Студенти
Фото: Depositphotos

Послевоенное восстановление, научно-техническая революция, независимость Украины, начало войны на востоке и полномасштабное вторжение в 2022 году — это все повлияло на становление вузов Донецкой области. Об этих этапах мы поговорили с историком Валерием Богуненко. Он, как и вуз, где он преподает, должен был уехать из Донецкой области из-за открытой войны.

К Международному дню студентов рассказываем, что пережило высшее образование украинского востока за последние более 70 лет.

Послевоенное восстановление: какими были первые шаги к новому образованию

Окончание Второй мировой войны в 1945 году стало переломным моментом для Донетчины. Регион, как и вся страна, нуждался в квалифицированных специалистах для восстановления разрушенной экономики.

Правительство, понимая эту потребность, в 1946 году приняло постановление о внедрении заочной формы обучения. Это позволяло получать высшее образование без отрыва от производства.

«Появлялись общежития, сформировалась типичная советская студенческая жизнь, которую можно увидеть в фильмах с некоторым налетом гламура», — рассказывает преподаватель кафедры отечественной и зарубежной истории Горловского института иностранных языков Валерий Богуненко.

Тогда в Украине внедрили заочную форму преподавания в 76 высших учебных заведений из тех, что действовали тогда в республике. Именно эта форма обучения помогла тысячам людей совмещать работу и получение знаний.

Особую роль в этот период сыграли технические вузы, которые ориентировались на промышленность региона. Например, в 1958 году основали Украинский заочный политехнический институт, который предлагал обучение на 8 факультетах и готовил специалистов по 52 направлениям. Его филиалы, в частности в Бахмуте, помогли многим получить доступ к образованию даже в небольших городах.

«Важнейшими в то время были строительные и инженерные специальности — это инженеры-металлурги, механики, специалисты по машиностроению. То есть потребность была в профессиях, связанных с тяжелой промышленностью. Поэтому и вузы такие создавали, например, машиностроительный, металлургический, политехнический», — рассказывает Валерий Богуненко.

Также, по его словам, государству были нужны физики, ведь после того, как американцы придумали атомную бомбу, укрепление обороноспособности стало одной из важнейших задач послевоенного СССР.

«Нужны были и филологи, чтобы элементарно читать иностранную литературу. Поэтому в Донецкой области и открыли Горловский институт иностранных языков», — делится Богуненко.

Открытие новых вузов, как и любые изменения воспринимались с энтузиазмом, отмечает собеседник, ведь тогда в обществе царило стремление к восстановлению и вера в то, что «завтра будет лучше, чем вчера». Например, переселение из коммунальных квартир в хрущевки стало настоящей мечтой. Несмотря на то, что сегодня такие квартиры кажутся тесными и неудобными, тогда они символизировали прогресс: отдельное жилье, собственная кухня, санузел — это было радостью для многих людей. Однако жизнь все еще оставалась скромной.

«Этот период воспринимался как время больших перемен. Однако реальная жизнь студентов оставалась непростой. Один из них вспоминал: «Я ходил в одних тапочках и на пары, и на танцы. Меня даже дразнили — «мальчик в тапочках». Просто не было за что купить другую обувь», — вспоминает Богуненко.

Коллективный образ тогдашнего студенчества можно увидеть в советских фильмах, добавляет он.

«Например, в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» был студент Шурик. Он показывался как интеллигентный, немного неуклюжий «очкарик», который влюбляется, живет скромно, питается кефиром и булочками и подрабатывает. И это не скрывалось: студентам приходилось искать подработки на производстве, строительстве или в других сферах, потому что жизнь была тяжелой», — отмечает Валерий Богуненко.

Студент Шурик. Скриншот из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Научно-техническая революция открыла новые горизонты для образования Донетчины

В 1950-1960-х годах в Донецкой области, как и во всей Украине, начался новый этап развития высшего образования. Несмотря на временное сокращение количества вузов из-за финансовых трудностей, количество студентов выросло вдвое — с 201,5 тысячи в 1950 году до 417,7 тысячи в начале 1960-го.

Тогда же на Донетчине работали девять высших учебных заведений. В областном центре располагались университет, политехнический институт, медицинский институт, институт советской торговли и музыкально-педагогический институт. В Горловке работал педагогический институт иностранных языков, в Славянске — педагогический институт, в Краматорске — индустриальный, а в Мариуполе (Жданове) — металлургический.

Випускники Горлівського інституту іноземних мов
Выпускники Горловского института иностранных языков. Фото из архива института

В конце 1970-х годов началась компьютеризация. Она медленно внедрялась, но постепенно меняла материально-техническую базу высших учебных заведений. Также развивались лаборатории, появлялись новые методы обучения и исследования. Этот этап стал важным в модернизации образования.

Именно в те времена в условиях научно-технической революции высшие учебные заведения активно расширяли свою материально-техническую базу и добавляли новые специальности. К началу 1980-х годов в УССР уже готовили специалистов по 360 специальностям.

Как провозглашение Независимости сказалось на высшем образовании

С провозглашением независимости Украины в 1991 году система высшего образования вступила в новую эпоху. Законодатели приняли ряд важных документов, которые заложили основу для реформ. В частности, Закон Украины «Об образовании» в 1993 году и «О высшей школе» — в 2002, которые создали условия для развития современной образовательной системы.

В период автоматизации производства техническое образование теряло популярность, а на его место пришли прикладные дисциплины — менеджмент, маркетинг, правоведение, программирование, рассказывает Богуненко.

По его словам, спрос на инженеров снизился из-за модернизации производств и закрытия устаревших предприятий, а многие люди получали техническое образование лишь формально. Традиционное гуманитарное образование также уступало место прикладным направлениям.

Еще одним важным событием для украинского образования стало присоединение Украины к Болонскому процессу в 2005 году. Это позволило интегрировать украинские университеты в европейское образовательное пространство. В этот период появилось немало частных образовательных учреждений, а также продолжали расти государственные.

Студенти
Фото: Depositphotos

На конец 2010 года в Украине работали более 280 университетов, академий и институтов. Донетчина оставалась важным образовательным регионом с такими заведениями, как Донецкий национальный университет, Донбасская государственная машиностроительная академия, Приазовский государственный технический университет и многие другие.

От войны на востоке до открытого вторжения: что за это время пережило образование Донетчины

В 2014 году из-за аннексии Крыма и оккупации части Донбасса Украина впервые столкнулась с необходимостью перевезти вузы с оккупированных территорий. Среди таких — Горловский институт иностранных языков. Вуз должен был переехать дважды: сначала в Бахмут, а затем — в Днепр.

В 2014 году, когда на востоке началась война, на 8 факультетах Горловского института иностранных языков учились почти 3500 студентов, рассказывает доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы, заместитель директора по научно-методической работе института Татьяна Марченко.

«В 2014 году нам сказали в «ДНР»: «Скажите, спасибо, что вы выехали живыми. Вы не вывезете даже скрепки». Тогда мы ничего не вывезли, выехали в чистое поле. А в Днепр выезжали под обстрелами, что удалось взять с собой — вывезли», — вспоминает Татьяна Марченко.

Флешмоб у 2014 році в Горлівському інституті іноземних мов
Флешмоб в 2014 году в Горловском институте иностранных языков. Фото из архива института

В Днепр институт эвакуировался в начале апреля 2022-го. Кроме персонала и студентов, в первую очередь из Бахмута вывезли документы, которые содержали любую личную информацию. Также эвакуировали оборудование.

В Днепре разместилась только административная часть вуза. Другие сотрудники разъехались по разным уголкам Украины, а некоторые выехали за границу. Обучение проходит дистанционно.

В эвакуации работают и другие вузы Донецкой области. Например, Донбасская государственная машиностроительная академия из Краматорска переехала в Тернополь, Украинская инженерно-педагогическая академия перебралась из Бахмута в Харьков. Заведения с донецкими корнями можно встретить в Виннице, Киеве, Хмельницком, Луцке и других городах Украины.

Ранее мы рассказывали, что в 2025 году государство прежде всего будет пытаться поддерживать поступающих, связанных с аграрным и ІТ-секторами. Контрактников с хорошими результатами НМТ будут поддерживать грантами на частичную оплату обучения.


Загрузить еще