військова на Донеччині

“Если они устали, измучены, нужно передавать их такими, как есть. Не делать какие-то шаблоны, картинки, которыми их хотят видеть гражданские”, — говорит Кристина Луцик, которая фотографирует защитников на Донетчине. Военная журналистка из Тернополя уже привыкла работать под звуки взрывов, а регион стал для нее еще одним домом. Некоторые ее фотографии с фронта сейчас можно увидеть на выставке «4 грани Донетчины».

 

Больше о реалиях работы на передовой, истории особых фотографий и выставке фронтовых фото военная корреспондентка, фотограф и волонтер общественной организации Vatra Кристина Луцик рассказала Вильному радио.

«Донетчина стала очень родной мне»: как поездки на фронт развеяли стереотипные представления фотографа о регионе

Около девяти лет Кристина Луцик из Тернополя занимается фотографией. Все начиналось в студенческие годы как хобби. Но уже больше года в объективе 25-летней девушки — Донетчина и ее защитники.

“Впервые на Донетчину я поехала в начале полномасштабной войны. Сначала была волонтером, потом весной работала как журналист. Всегда с собой как-то подсознательно брала фотоаппарат. Начала снимать репортажи и снимать для разных изданий, делала фоторепортажи. Так все и вышло немного больше за рамки хобби”, — делится фотограф.

журналісти на передовій
Военная корреспондентка и фотограф Кристина Луцик. Фото: архив собеседницы

 

Бывает на Донетчине чаще, чем дома, — так с иронией говорят девушке родители. Но родные не упрекают, а наоборот поддерживают ее.

“О первой поездке родители узнали уже постфактум. Говорю им: «Ой, я там была в Бахмуте, между прочим». Но мы договорились, что я говорю, а они обещали не паниковать. От них чувствую постоянную поддержку, всегда говорят: “Ты молодец, все делаешь правильно. Это твоя работа”. Даже после очень ужасного репортажа, где куча взрывов или даже фотографий, где были даже тела [погибших]”, — рассказывает собеседница.

обстріли на Донеччині
Разрушенные дома на Донетчине. Фото: Кристина Луцик

 

Донетчина, добавляет она, стала для нее еще одним родным уголком. Постоянные поездки разрушили и представления Кристины о регионе.

“Красивые города, ухоженные и чистые тротуары, много цветов, архитектура. Для меня это было удивлением, учитывая советские стереотипы, которые нам навязывали и говорили: «Здесь не на что посмотреть, только одни заводы». Но нет, регион развивался даже после 14 года. Бахмут, честно говоря, меня очень удивил, особенно красивая центральная часть. Больно было видеть с каждым следующим разом, что все больше и больше город разрушается. Донетчина стала очень родной мне за это время”, — признается девушка. 

Фотографирует защитников на Донетчине

В основном, говорит Кристина, военные охотно соглашаются, чтобы их пофотографировали. Для них это возможность отвлечься от служебных будней, добавляет она.

українські захисниці
Украинская защитница на Донетчине. Фото: Кристина Луцик

 

“Они очень рады, когда приезжают журналисты, потому что для них это также возможность поговорить с кем-то, получить какие-то классные эмоции, хорошие фотографии. На фронте этого им не хватает. Часто военные там год или еще больше не видели никого, кроме своих побратимов. Это даже такая попытка разрядиться немного. В первую очередь — это не о фото, а больше о помощи ментальной военным”, — делится фотохудожник.

українські військові на Донеччині
Украинские военные на Донетчине. Фото: Кристина Луцик

 

Чаще всего девушка делает фото защитников именно на боевых позициях. Кроме Донетчины, за год открытой войны она побывала и на Харьковщине и Херсонщине.

захисники Донеччини
Украинский военный на Донетчине. Фото: Кристина Луцик
військова техніка
Украинские бойцы на Донетчине. Фото: Кристина Луцик
передова Донеччини
Украинский защитник на Донетчине. Фото: Кристина Луцик

 

“Договариваюсь о съемке с пресс-офицерами. Они выбирают какую-нибудь позицию, где уже можно показать боевые действия, но где еще удастся поснимать. Есть позиции, на которые заедешь, но даже камеру можешь не успеть достать. То есть очень интенсивные боевые действия. Бывает, что жду, когда ребята, например, отстрелялись, а потом делаю им портреты”, — отмечает Кристина.

Своими работами фотограф хочет показывать настоящие эмоции украинских защитников.

“Если они устали, измучены, то [надо] передавать их такими, как есть. Не делать какие-то шаблоны, картинки, которыми их хотят видеть гражданские — условно, что хотят видеть ярых патриотов, которые всегда идут вперед. Но они тоже устают, у них тоже иногда бывают периоды, когда им сложно”, — рассказывает жительница Тернополя.

«С каждой следующей поездкой страшнее»: самое тяжелое в работе фотографа и журналиста на передовой

Приблизительно километр — на таком ближайшем расстоянии до позиций россиян приходилось работать Кристине. Поэтому ощущение опасности, добавляет она, всегда присутствует в работе военной корреспонденткой и фотографом.

військові журналісти
Военная корреспондентка и фотограф Кристина Луцик. Фото: архив собеседницы

 

“Лично мне с каждой следующей поездкой страшнее. Потому что когда ты едешь впервые, то, скорее всего, не понимаешь, что происходит — где прилетает, где что-то бахкает. Тебе просто очень громко. Но дальше ты уже больше понимаешь риски, знаешь, где вылет, а где приход. Взрывы практически везде слышны. Возможно, в городских боях, это было [к позициям россиян] до километра. А так в полевых условиях, это был километр”, — говорит девушка.

діти на Донеччині
Дети на Донетчине. Фото: Кристина Луцик
цивільні на Донеччині
Дети во дворе в Донецкой области. Фото: Кристина Луцик

 

Опыт сложных журналистских съемок, говорит Кристина, ей пришлось пережить в Соледаре.

“Я там была тогда, когда в городе уже шли очень ожесточенные бои, интенсивные обстрелы. Работать было сложно. В Бахмуте тоже было тяжело. Мы видели [тела погибших] гражданских прямо на улице. Там были интенсивные обстрелы, и людей с некоторых улиц не успевали быстро забирать. Это было уже в этом году [зимой]”, — делится собеседница.

Сіверськ
Вход в укрытие в Северске. Фото: Кристина Луцик
укриття на Донеччині
Мальчик в подвале в Северске. Фото: Кристина Луцик

 

Кристина признается: труднее для нее — узнавать, что люди, которых она еще недавно фотографировала, погибли.

“Морально тяжело. Потому что, например, прошло 2 недели и ты еще не успел фотографии обработать толком и отправить в какую-нибудь редакцию, а здесь сообщают, что человека уже нет”, — говорит фотокорреспондент.

Особенные фронтовые фото

Одна из фотографий Кристины Луцик запомнилась ей неожиданной встречей на линии фронта Донетчины. Другая — упоминанием о “фронтовом” кофе.

“Есть фотография военной [возле] гаубицы. Эта история очень положительная, потому что я приехала на съемку, захожу на позицию, издали ко мне поворачивается девушка, и я вижу, что это моя одногруппница. Я не знала, что она воюет, человек, совершенно не имеющий никакого отношения к войне. Есть еще интересная фотография, где на позициях военный варит кофе. Кажется ничего особенного, но он варит кофе на порохе. Военные зажигают его в таком небольшом горшке, ставят чашку и варят. Такого кофе не попробуешь нигде, кроме фронта”, — говорит девушка. 

українська військова
Украинская защитница на Донетчине. Фото: Кристина Луцик

 

Фото, сделанное в разбитом храме на Лиманском направлении, тоже стало для девушки особенным — из-за гибели защитника, который был на этой фотографии.

Лиманський напрямок
Военный в храме. Фото: Кристина Луцик

 

“Парень стоит спиной в церкви. Его позывной «Святой». Это село находится уже буквально перед «серой зоной», то есть за ним уже идут активные боевые действия. К сожалению, буквально через 2 недели после того, как мы сделали эту фотографию, «Святой» погиб, по иронии судьбы, неподалеку [церкви]”, — отмечает собеседница.

В объектив Кристины попали и два мальчика, которых она вместе с другими волонтерами вывозила из Бахмута в прошлом году.

евакуація дітей з Бахмута
Дети при эвакуации из Бахмута. Фото: Кристина Луцик

 

“В одном из подвалов жила семья длительное время, даже когда уже были морозы, интенсивные обстрелы в центральной части Бахмута. Мальчики очень боялись выйти на улицу, потому что действительно были сильные взрывы. Мы дали им свою амуницию и вывели из подвала. Кроме этой ситуации, это фото ценно тем, что впереди там видны силуэты двух иностранных волонтеров, погибших буквально через 2 недели в Соледаре. Мы вместе вывозили этих мальчиков”, — вспоминает девушка.

«4 грани Донетчины»

Некоторые из работ Кристины вместе с фото еще трех военных корреспондентов — Владимира Черняка, Виталия Носача и Анастасии Рокытной — вошли в выставку «4 грани Донетчины».

Работы каждого из фотографов объединило одно из отдельных направлений — граней. Всего на выставке — около 50 фотографий.

“У меня грань человечности. Именно то, что тоже видим на войне, — помощь, эвакуация, поддержка и тому подобное. Это взаимодействие между военными, спасателями, волонтерами и другими гражданскими”, — делится Кристина.

Мероприятие продлится до 27 сентября в Тернополе. До этого фронтовые фото показывали в Краматорске и Днепре.

виставка фото
Работы Кристины Луцик на выставке «4 грани Донетчины». Фото: «Суспильне Тернополь»

 

Организовала выставку команда общественной организации Vatra. На мероприятии собирают деньги на дроны для украинских бойцов.

“Сейчас наша организация занимается закупкой дронов. Мы активно помогаем подразделениям, которые стоят на самых горячих направлениях. Долгое время это были бригады, практически безвылазно стоявшие в Бахмуте. Когда только все начиналось, наша организация занималась совершенно разными направлениями — от медицинской помощи (составляли много аптечек для военных) и заканчивая тактическим снаряжением. Сейчас мы больше сузились до дронов, которые крайне необходимы разведчикам на фронте”, — говорит житель Тернополя.

Раньше мы рассказывали о художнице из Бахмута, которая показывает миру войну в Украине через свои картины.


Загрузить еще