В коллекции бахмутской мастерской “Оберег” есть как уникальные сорочки, которые надевали 100 лет назад, так и наряды, заново отшитые по архивным фотографиям. Воспроизведение традиционной одежды – не просто хобби участниц мастерской, а способ доказать, что Донбасс всегда был украинским.
6 лет назад мастерицы из Бахмута Светлана Кравченко, Татьяна Гольц, Наталья Роменская и Лариса Комиссарова объединились вокруг идеи рассказать о Донбассе как о регионе, который испокон веков был украинским. Так зародилась идея создать коллекцию этнической одежды.
“Это был сумасшедший план, и осуществить его не было никаких шансов, потому что у нас не было средств на дорогостоящий проект и мы мало что знали об этнической одежде. Но считали, что это очень нужно, чтобы доказать, что у востока Украины глубокие народные корни”, – рассказывает член Национального союза народных мастеров Украины Светлана Кравченко.
Женщина вспоминает: все началось со столетней вышитой сорочки.
“Мы привозили гуманитарку военным, служившим в селах. И один из жителей Парасковеевки передал нам сорочку. Это и стало толчком для нашей дальнейшей работы”, – говорит Светлана.
Поэтому ко Дню вышиванки в 2016 году мастерицы запланировали показ украинских строев. Сначала планировали подготовить до 10 моделей, но к проекту неожиданно присоединились немало бахмутчан. Многие из них сделали костюмы сами.
Показ состоялся 19 мая 2016 года на Аллее роз. Тогда, как и потом, в традиционные наряды одевались женщины без модельного опыта. Самой старшей модели было 76 лет, а самая младшая училась в 3 классе. Всего их в показе было 52.
“Шла война, и очень многие мои друзья в то время считали, что работать надо именно над изменением сознания, ведь благодаря этому можно изменить ход событий”, – говорит женщина.
Показ в Бахмуте увенчался успехом. Но после демонстрации ролика на YouTube нашлись критики, которым не понравилось представление нарядов. Светлана говорит: сначала было обидно и хотелось бросить новое увлечение. Но сейчас она благодарна критикам за их помощь. Например, кто-то указал на то, что взрослая женщина надела свадебный венок, который носили молодые девушки.
Неодобрительные отзывы стали стимулом к развитию. Теперь Светлана и ее коллеги консультируются со специалистами, воспроизводя очередной традиционный образ, изучают этнографические издания, посещают библиотеки и музейные архивы.
Позже в творческой мастерской “Оберег” решили собрать коллекцию фотографий из музейных экспонатов и семейных фотоальбомов бахмутчан, на которых изображены их предки в украинских традиционных нарядах. По этим фотографиями мастера воспроизводят костюмы и проводят фотосессии для выставок и календарей.
“Мы очертили для себя, что моделями должны быть женщины, которые в 2014 году определились со своей гражданской позицией. За каждой из них есть история”, – утверждает мастерица.
Вот, например, бахмутчанка Лилиана Зиньковская. Когда в городскую больницу поступали раненые бойцы из Дебальцево, женщина принимала их в травматологии городской больницы как волонтер. Впоследствии Лилиана вступила в Первую медицинскую роту им. Пирогова.
А это Наталья Зубарь, мать юного бахмутчанина Петра, который во время оккупации спрятал дома украинский герб, сбитый боевиками со здания горсовета.
Коллекцию украинской одежды под названием “Генетический код Бахмута” впервые показали в Верховной Раде в сентябре 2016 года. Эту идею предложили несколько тогдашних нардепов-добровольцев батальона “Донбасс”, с бойцами которого до сих пор поддерживают связь волонтеры из ОО “Бахмут Украинский”. Экскурсоводами на выставке были юные бахмутчане, учившиеся в столичных вузах.
Затем этно-коллекцию показывали в Кременчуге, Запорожье, Ровно, Львове и других городах Украины. Моделями там были жены знакомых военных, защищавших Украину на востоке. Фотографии побывали даже за границей, в Польше.
“Я считаю, что это наш способ борьбы в этой гибридной войне за то, что мы всегда были украинской территорией. Приезжаем с показом, допустим, в Ровно, и такое впечатление, что люди хотят тебя потрогать: не фантом ли ты, настоящий ли ты человек из Донбасса, который разговаривает на украинском. Мы помогаем разбивать стереотипы о нашем крае”, – уверяет Светлана Кравченко.
Сейчас в коллекции мастериц уже около 30 полных украинских строев и 80 вышитых рубашек. И останавливаться на этом они не собираются.
Читайте также:
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.