Знали ли вы, что территория современной Донетчины имеет глубокие связи с эпохой казачества? Исторические тексты доказывают, что эти земли являлись не пустыми степями, как утверждает российская пропаганда, а активно осваивались казаками. Об этом мы поговорили с доктором исторических наук Виктором Брехуненко. Узнайте, зачем Российская империя придумала миф о «Новороссии», что связывает казаков со Святогорьем и почему между донскими и запорожскими казаками возникали споры.
Об эпохе казачества на территории современной Донетчины журналистам Вильного радио рассказал доктор исторических наук, заведующий отделом актовой археографии Института украинской археографии и источниковедения имени М. С. Грушевского НАН Украины Виктор Брехуненко.
История колонизации современных восточных регионов Украины имеет разные стереотипы, и главный распространялся из Российской империи, считает историк.
“Ситуацию обременило функционирование с 1830-1840-х годов в интеллектуальном пространстве концепции “Новороссия”, которая отрицает вклад запорожских казаков в освоение края и подчеркивает, что в запорожские времена здесь зияла пустота. Полнокровное же заселение [востока Украины, по версии российской пропаганды], началось только после отмены казацкой автономии и превращения региона в интегральную часть Российской империи. Это и сформировало лицо края как части ядра российской исторической территории”, — отмечает Виктор Брехуненко.
[info] «Новороссией» называли территории на востоке и юге современной Украины, которые Российская империя оккупировала в XVIII веке. Впервые этот термин упоминается в 1764 года в названии Новороссийской губернии. В ее состав входили весь Крымский полуостров, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, большая часть Херсонской, Кировоградской, Одесской и Донецкой областей, а также небольшие части центральной Луганщины.[/info]
Однако российские источники сами же косвенно опровергают пропагандистскую идею “Новороссии”, подчеркивает историк.
“Известные сегодня тексты московского происхождения XV-XVIII века не содержат сюжетов, которые можно было бы выдать за свидетельство того, что элиты Московии представляли этот огромный регион как естественную “царскую вотчину”. Есть много свидетельств о том, что украинские элиты мыслили категориями принадлежности территории войска запорожского низового к историческим украинским землям”, — подчеркивает историк.
Следовательно, Российская империя не обозначала в документах степи Донетчины как «свою» территорию. Также не было упоминаний о том, что эта территория была временно утрачена. В документах встречается разделение этих земель на «Степь» и «Дон», что территориально похоже на современные Донетчинуи Луганщину и части Ростовской и Воронежской областей.
Виктор Брехуненко приводит следующие цитаты из исторических документов:
Итак, в XVII веке степи между Российской империей и Крымом не считали российскими. Такая ситуация продолжалась до 1700 года, когда Российская и Османская империи заключили Константинопольский мир. С этого момента стали формироваться классические границы между империями без свободных степей вокруг них.
В противоположность версии о Новороссии, которую навязывала российская сторона, есть и другие исторические документы. Они обосновывают, что казаки не видели себя частью российской империи. Например, об этом говорится:
“Украина в представлениях старшины включала все степное пространство, упираясь в море. Если украинские элиты считали эту территорию «своей», то в Москве нет. Навязывание региона искусственно сконструированного названия «Новороссия» свидетельствует о глубоком осознании отсутствия «исторической старины», которая выдавала бы регион за древнюю часть имперского ядра», — подчеркивает Виктор Брехуненко.
В середине XVI века казаки заселяли регион и прокладывали пути от Запорожья до реки Дон.
“Донцов (донских казаков, — ред.) насчитывалось тогда еще совсем мало. Уже на старте наметилась их способность курсировать через весь регион и оседать на его восточной границе — Донской земле. Более того, уже тогда украинские казаки проявили свой потенциал к созданию городков. И сразу это произошло на Дону. В середине XVI века в московских источниках появляется информация о так называемых зимовьях путивльского казака Михаила Черкашенина, локализованные в устье Северского Донца до Дона”, — объясняет историк.
Он приводит и другие свидетельства основания поселений донскими казаками в степях:
“Запорожские переселенцы имели на Дону особый статус. Они могли селиться раздельно и образовывать на местности войска Донского свои анклавы, возглавляемые отдельными атаманами. В 1622 году в Посольском приказе московские послы в Турцию Иван Кондырев и Тихон Бормосов писали: “Пришло на Дон тысяча человек с женщинами и детьми, а с ними всяческого имущества 80 повозок; и приезжают черкассы на Дон на жизнь и юрты себе будут особняком”, — рассказывает доктор исторических наук.
Высокая интенсивность перемещений между Днепром и Доном побудила казаков создавать больше населенных пунктов в степях.
“Большие расстояния и логика переходов между казацкими краями в Украине и Доном провоцировала неизбежное появление на пути промежуточных стоянок. Понятно, что устраивались они в самых выгодных местах — соляные промыслы на Тору (современном Славянске, — ред.), на берегах Северского Донца. Со временем такие пункты имели большие шансы перерасти в поселение”, — отмечает Виктор.
Общий путь от Днепра до Самары в 1639 году казаки оценивали в 10 дней. Соответственно, они нуждались в не менее 10 остановках. Один из таких северных путей пролегал через Святые горы в современном Святогорске.
“Благодаря тому, что Святогорский монастырь был одним из пунктов на маршруте, сохранилось немало свидетельств монахов о курсировании казаков между Днепром и Доном. В 1625 году российский посланник Волконский писал: «1 июля шли с Дона по реке Донцом мимо Святых гор в Литву 41 черкас, а везут с собой ясиров, литовских женщин и парней 3», — приводит пример доктор исторических наук.
Между донскими казаками из степей и их запорожскими соседями бывали и конфликты. Один из них возник после того, как в 1637 году объединенные силы казаков взяли Азовскую крепость. В следующем году численность казаков-переселенцев из Запорожья достигла 10 тысяч.
“Они чувствовали себя настолько уверенно, что решились на бунт с целью “владеть и жить в городе особняком”. Другими словами, замахнулись на закрепление за собой определенной части захваченного города. Донцы подавили мятеж. Казаки даже потеряли своего атамана Матяша и «стали во всем послушные», — говорит Виктор Брехуненко.
Через несколько лет, в 1642 году, история чуть не повторилась. Донские казаки боялись, что запорожцы полностью заберут Азовскую крепость. Астраханский боярский сын Иван Суслов так об этом говорил в Посольском приказе:
“А ныне в Азове донских казаков и запорожских черкас с 1200, а большая половина в Азове запорожских черкас. И донские казаки от черкасов боятся, что их в Азове увеличилось, чтобы их, казаков, черкассы не избили”.
Такие случаи свидетельствуют о том, что запорожские казаки видели степи на Дону своей территорией. Войско Донское считало себя независимым, но все же запорожцы имели преимущество в силе.
“Лучшей иллюстрацией признания донскими казаками преимущества запорожцев в регионе между Днепром и Доном является отписка астраханского воеводы Бориса Репнина от 27 сентября 1644 года. В ней тот сообщает, что войско Донское было вынуждено послать на Сечь посланников в связи с чрезмерной военной добычей запорожцев на посольском пути, который вел из Москвы в Крым: “Они бы, запорожцы, от того отказались, по дорогам не ездили и, собравшись с ними, донскими казаками, этого не делали. А если запорожцы захотят жить с ними на Дону, и они бы шли к ним на Дон и получали вместе с казаками”. То есть предложенная донскими казаками альтернатива заключалась не в доведении преимущественного права Войска Донского на добычу. Донцы были готовы сделать Дон территорией переселения запорожцев. А значит, фактически признавалось полное преимущество запорожцев между Днепром и Доном”, — рассказывает историк.
В то же время казацкие отряды из Запорожья нападали на донские города, а по поводу нападений донских казаков на запорожские поселения данных не сохранилось.
Также есть сообщения от 1624 года, когда запорожские казаки строили суда на Тору (современный Славянск).
«Приказная запись, сделанная в Белгородском столе Разрядного приказа, сообщает: «У Святых гор стоят черкассы двести человек и на Тору делают суда, а говорят черкассы, что они хотят идти на Дон», — цитирует историк.
Следует признать, что земли, населявшие донские казаки, были не такими заселенными, как у их запорожских соседей.
“До середины XVII века человеческие ресурсы Дона не шли ни в какое сравнение с мощью Запорожского войска. Численность украинских казаков была намного больше, чем донцов. До середины XVII века преимущество было колоссальным”, — отмечает историк.
Так, в первой половине XVII века донских казаков было не более 10 тысяч, и это самые оптимистичные подсчеты историков. Обычно, утверждает Виктор Брехуненко, количество донского войска достигало 5-6 тысяч человек.
Для сравнения, запорожские казаки в 1620 году смогли выставить в поход Петра Сагайдачного на Москву 20 тысяч воинов. Через 10 лет на варшавском сейме князья Збаражские в проекте обороны против турок рассчитывали привлечь до 80 тысяч казаков.
“Если в Украине ломали головы над тем, как предотвратить неконтролируемый рост казачьих рядов, то на Дону — как соблазнить желающих к переходу сюда. После Азовского сиденья 1641 года (оборона донскими и запорожскими казаками Азова от османских войск в 1637—1642 годах, — ред.), донцы ослабли настолько, что почувствовали угрозу быть уничтоженными татарами. Проблемой пополнения войска Донского прониклась даже Москва и организовывала специальные наборы на пограничные”, — рассказывает доктор исторических наук.
Ситуация с численностью донских казаков улучшилась во второй половине XVII века.
“Связано это с тем, что большая часть украинских казаков была сфокусирована на функционировании Гетманщины, а освоение прилегающей к Запорожью степи оказалось преимущественно в руках только низовиков-запорожцев. Поэтому перекос между прямыми претендентами на пространство уже не был столь поразителен. Численность донцев достигла 15 тысяч казаков, а в начале XVIII века выросла до 30 тысяч”, — говорит Виктор Брехуненко.
Но, несмотря на это, донские казаки не могли догнать запорожских, и преимущество сил оставалось на стороне Сечи. Хотя запорожцы и сами переселялись в степи на пути к Дону.
“В первой половине XVII века на уровне представлений и идей украинское казачество считало территорию до Дона своими землями, которые следует освоить. До середины XVII века украинские казаки имели укрепление Домаха на Кальмиусе и свою пристань при впадении Тора (т.е. реки Казенный Торец, на которой построили крепость Тор в современном Славянске, — ред.) в Северский Донец. После 1709 года начался решающий период колонизации запорожцами территории современной восточной и южной Украины. Все эти поселения и дали старт большинству современных городов региона”, — заключает собеседник.
Ранее мы рассказывали, как 800 лет назад на территории современной Донетчины состоялась битва с Ордой на Калке. Тогда общие войска князей Киевской Руси и половцев сражались с захватчиками с востока — монголами, которые наводили ужас на все народы на своем пути и дошли до Хорватии. Ту битву наши предки проиграли, но сделали выводы.