Знали ли вы, что территория современной Донетчины имеет глубокие связи с эпохой казачества? Исторические тексты доказывают, что эти земли являлись не пустыми степями, как утверждает российская пропаганда, а активно осваивались казаками. Об этом мы поговорили с доктором исторических наук Виктором Брехуненко. Узнайте, зачем Российская империя придумала миф о «Новороссии», что связывает казаков со Святогорьем и почему между донскими и запорожскими казаками возникали споры.
Об эпохе казачества на территории современной Донетчины журналистам Вильного радио рассказал доктор исторических наук, заведующий отделом актовой археографии Института украинской археографии и источниковедения имени М. С. Грушевского НАН Украины Виктор Брехуненко.
История колонизации современных восточных регионов Украины имеет разные стереотипы, и главный распространялся из Российской империи, считает историк.
“Ситуацию обременило функционирование с 1830-1840-х годов в интеллектуальном пространстве концепции “Новороссия”, которая отрицает вклад запорожских казаков в освоение края и подчеркивает, что в запорожские времена здесь зияла пустота. Полнокровное же заселение [востока Украины, по версии российской пропаганды], началось только после отмены казацкой автономии и превращения региона в интегральную часть Российской империи. Это и сформировало лицо края как части ядра российской исторической территории”, — отмечает Виктор Брехуненко.
[info] «Новороссией» называли территории на востоке и юге современной Украины, которые Российская империя оккупировала в XVIII веке. Впервые этот термин упоминается в 1764 года в названии Новороссийской губернии. В ее состав входили весь Крымский полуостров, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, большая часть Херсонской, Кировоградской, Одесской и Донецкой областей, а также небольшие части центральной Луганщины.[/info]
Однако российские источники сами же косвенно опровергают пропагандистскую идею “Новороссии”, подчеркивает историк.
“Известные сегодня тексты московского происхождения XV-XVIII века не содержат сюжетов, которые можно было бы выдать за свидетельство того, что элиты Московии представляли этот огромный регион как естественную “царскую вотчину”. Есть много свидетельств о том, что украинские элиты мыслили категориями принадлежности территории войска запорожского низового к историческим украинским землям”, — подчеркивает историк.
Следовательно, Российская империя не обозначала в документах степи Донетчины как «свою» территорию. Также не было упоминаний о том, что эта территория была временно утрачена. В документах встречается разделение этих земель на «Степь» и «Дон», что территориально похоже на современные Донетчинуи Луганщину и части Ростовской и Воронежской областей.
Виктор Брехуненко приводит следующие цитаты из исторических документов:
Итак, в XVII веке степи между Российской империей и Крымом не считали российскими. Такая ситуация продолжалась до 1700 года, когда Российская и Османская империи заключили Константинопольский мир. С этого момента стали формироваться классические границы между империями без свободных степей вокруг них.
В противоположность версии о Новороссии, которую навязывала российская сторона, есть и другие исторические документы. Они обосновывают, что казаки не видели себя частью российской империи. Например, об этом говорится:
“Украина в представлениях старшины включала все степное пространство, упираясь в море. Если украинские элиты считали эту территорию «своей», то в Москве нет. Навязывание региона искусственно сконструированного названия «Новороссия» свидетельствует о глубоком осознании отсутствия «исторической старины», которая выдавала бы регион за древнюю часть имперского ядра», — подчеркивает Виктор Брехуненко.
В середине XVI века казаки заселяли регион и прокладывали пути от Запорожья до реки Дон.
“Донцов (донских казаков, — ред.) насчитывалось тогда еще совсем мало. Уже на старте наметилась их способность курсировать через весь регион и оседать на его восточной границе — Донской земле. Более того, уже тогда украинские казаки проявили свой потенциал к созданию городков. И сразу это произошло на Дону. В середине XVI века в московских источниках появляется информация о так называемых зимовьях путивльского казака Михаила Черкашенина, локализованные в устье Северского Донца до Дона”, — объясняет историк.
Он приводит и другие свидетельства основания поселений донскими казаками в степях:
“Запорожские переселенцы имели на Дону особый статус. Они могли селиться раздельно и образовывать на местности войска Донского свои анклавы, возглавляемые отдельными атаманами. В 1622 году в Посольском приказе московские послы в Турцию Иван Кондырев и Тихон Бормосов писали: “Пришло на Дон тысяча человек с женщинами и детьми, а с ними всяческого имущества 80 повозок; и приезжают черкассы на Дон на жизнь и юрты себе будут особняком”, — рассказывает доктор исторических наук.
Высокая интенсивность перемещений между Днепром и Доном побудила казаков создавать больше населенных пунктов в степях.
“Большие расстояния и логика переходов между казацкими краями в Украине и Доном провоцировала неизбежное появление на пути промежуточных стоянок. Понятно, что устраивались они в самых выгодных местах — соляные промыслы на Тору (современном Славянске, — ред.), на берегах Северского Донца. Со временем такие пункты имели большие шансы перерасти в поселение”, — отмечает Виктор.
Общий путь от Днепра до Самары в 1639 году казаки оценивали в 10 дней. Соответственно, они нуждались в не менее 10 остановках. Один из таких северных путей пролегал через Святые горы в современном Святогорске.
“Благодаря тому, что Святогорский монастырь был одним из пунктов на маршруте, сохранилось немало свидетельств монахов о курсировании казаков между Днепром и Доном. В 1625 году российский посланник Волконский писал: «1 июля шли с Дона по реке Донцом мимо Святых гор в Литву 41 черкас, а везут с собой ясиров, литовских женщин и парней 3», — приводит пример доктор исторических наук.
Между донскими казаками из степей и их запорожскими соседями бывали и конфликты. Один из них возник после того, как в 1637 году объединенные силы казаков взяли Азовскую крепость. В следующем году численность казаков-переселенцев из Запорожья достигла 10 тысяч.
“Они чувствовали себя настолько уверенно, что решились на бунт с целью “владеть и жить в городе особняком”. Другими словами, замахнулись на закрепление за собой определенной части захваченного города. Донцы подавили мятеж. Казаки даже потеряли своего атамана Матяша и «стали во всем послушные», — говорит Виктор Брехуненко.
Через несколько лет, в 1642 году, история чуть не повторилась. Донские казаки боялись, что запорожцы полностью заберут Азовскую крепость. Астраханский боярский сын Иван Суслов так об этом говорил в Посольском приказе:
“А ныне в Азове донских казаков и запорожских черкас с 1200, а большая половина в Азове запорожских черкас. И донские казаки от черкасов боятся, что их в Азове увеличилось, чтобы их, казаков, черкассы не избили”.
Такие случаи свидетельствуют о том, что запорожские казаки видели степи на Дону своей территорией. Войско Донское считало себя независимым, но все же запорожцы имели преимущество в силе.
“Лучшей иллюстрацией признания донскими казаками преимущества запорожцев в регионе между Днепром и Доном является отписка астраханского воеводы Бориса Репнина от 27 сентября 1644 года. В ней тот сообщает, что войско Донское было вынуждено послать на Сечь посланников в связи с чрезмерной военной добычей запорожцев на посольском пути, который вел из Москвы в Крым: “Они бы, запорожцы, от того отказались, по дорогам не ездили и, собравшись с ними, донскими казаками, этого не делали. А если запорожцы захотят жить с ними на Дону, и они бы шли к ним на Дон и получали вместе с казаками”. То есть предложенная донскими казаками альтернатива заключалась не в доведении преимущественного права Войска Донского на добычу. Донцы были готовы сделать Дон территорией переселения запорожцев. А значит, фактически признавалось полное преимущество запорожцев между Днепром и Доном”, — рассказывает историк.
В то же время казацкие отряды из Запорожья нападали на донские города, а по поводу нападений донских казаков на запорожские поселения данных не сохранилось.
Также есть сообщения от 1624 года, когда запорожские казаки строили суда на Тору (современный Славянск).
«Приказная запись, сделанная в Белгородском столе Разрядного приказа, сообщает: «У Святых гор стоят черкассы двести человек и на Тору делают суда, а говорят черкассы, что они хотят идти на Дон», — цитирует историк.
Следует признать, что земли, населявшие донские казаки, были не такими заселенными, как у их запорожских соседей.
“До середины XVII века человеческие ресурсы Дона не шли ни в какое сравнение с мощью Запорожского войска. Численность украинских казаков была намного больше, чем донцов. До середины XVII века преимущество было колоссальным”, — отмечает историк.
Так, в первой половине XVII века донских казаков было не более 10 тысяч, и это самые оптимистичные подсчеты историков. Обычно, утверждает Виктор Брехуненко, количество донского войска достигало 5-6 тысяч человек.
Для сравнения, запорожские казаки в 1620 году смогли выставить в поход Петра Сагайдачного на Москву 20 тысяч воинов. Через 10 лет на варшавском сейме князья Збаражские в проекте обороны против турок рассчитывали привлечь до 80 тысяч казаков.
“Если в Украине ломали головы над тем, как предотвратить неконтролируемый рост казачьих рядов, то на Дону — как соблазнить желающих к переходу сюда. После Азовского сиденья 1641 года (оборона донскими и запорожскими казаками Азова от османских войск в 1637—1642 годах, — ред.), донцы ослабли настолько, что почувствовали угрозу быть уничтоженными татарами. Проблемой пополнения войска Донского прониклась даже Москва и организовывала специальные наборы на пограничные”, — рассказывает доктор исторических наук.
Ситуация с численностью донских казаков улучшилась во второй половине XVII века.
“Связано это с тем, что большая часть украинских казаков была сфокусирована на функционировании Гетманщины, а освоение прилегающей к Запорожью степи оказалось преимущественно в руках только низовиков-запорожцев. Поэтому перекос между прямыми претендентами на пространство уже не был столь поразителен. Численность донцев достигла 15 тысяч казаков, а в начале XVIII века выросла до 30 тысяч”, — говорит Виктор Брехуненко.
Но, несмотря на это, донские казаки не могли догнать запорожских, и преимущество сил оставалось на стороне Сечи. Хотя запорожцы и сами переселялись в степи на пути к Дону.
“В первой половине XVII века на уровне представлений и идей украинское казачество считало территорию до Дона своими землями, которые следует освоить. До середины XVII века украинские казаки имели укрепление Домаха на Кальмиусе и свою пристань при впадении Тора (т.е. реки Казенный Торец, на которой построили крепость Тор в современном Славянске, — ред.) в Северский Донец. После 1709 года начался решающий период колонизации запорожцами территории современной восточной и южной Украины. Все эти поселения и дали старт большинству современных городов региона”, — заключает собеседник.
Ранее мы рассказывали, как 800 лет назад на территории современной Донетчины состоялась битва с Ордой на Калке. Тогда общие войска князей Киевской Руси и половцев сражались с захватчиками с востока — монголами, которые наводили ужас на все народы на своем пути и дошли до Хорватии. Ту битву наши предки проиграли, но сделали выводы.
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.