За свою историю Бахмут несколько раз сгорал дотла, его бомбили с воздуха и взрывали сооружения на земле. А местные жители гибли от голода, эпидемий, во время массовых казней. Как это было, есть ли надежда на восстановление на этот раз — разговариваем с местным историком.
Бахмут переживал тотальное разрушение и истребление большого числа местного населения несколько раз за свою историю. И каждый раз его отстраивали, а жизнь в нем восстанавливалась.
Об этом Вильному радио рассказывает заведующий отделом Бахмутского краеведческого музея Игорь Корнацкий.
Последняя из таких трагедий произошло более 80 лет назад. Но тогда Бахмут пострадал гораздо меньше, чем сейчас, говорит историк.
“Разрушения Бахмута во время Второй мировой войны не идут ни в какое сравнение с причиненными российскими оккупантами во время нынешней войны. Город разрушен почти полностью”,— говорит Игорь Корнацкий.
В Бахмуте россияне не только “повторили” геноцид нацистов в отношении местных во время Второй мировой, но и превзошли их, утверждает историк. Ведь российские захватчики создали в городе такие условия, при которых жить в нем стало невозможно.
“В Бахмуте не осталось населения. Большинство эвакуировались на свободные украинские территории. Небольшую часть жителей (по подсчетам примерно 3 тысячи человек) оккупанты вывезли на подконтрольную им территорию”, – говорит собеседник.
После Второй мировой войны вопрос — восстанавливать ли Бахмут (тогда Артемовск) или нет — даже не стоял.
“Здесь сохранялось население. Экономические мощности можно было восстановить. На фотографиях мы видим, как уже осенью и зимой 1943-го возобновляли свою работу местные предприятия: завод “Победа труда”, кожевенный, молокозавод и другие. К этому побудила необходимость обеспечения потребностей местного населения, помощь фронту и так далее”, — говорит Игорь Корнацкий.
Сейчас, пока война с оккупантами продолжается, вынужденные переселенцы из Бахмута нашли убежище в других регионах и за рубежом. Но многие из них мечтают о восстановлении города и возвращении.
“Мы надеемся, что наш Бахмут возродится после изгнания российских оккупантов так же, как много раз он восстанавливался из руин как феникс. Трудно говорить о каких-то экономических перспективах, но надеемся, что эта территория не останется пустой: восстановятся центры промышленности, сельское хозяйство, вернется население”, — выражает надежду историк.
Кроме того, по его мнению, Бахмут следует отстроить и как город-символ.
“Конечно, Бахмут заслуживает восстановления как символ украинского сопротивления, как крепость, которая почти год сдерживала наступление врага”, — говорит Игорь Корнацкий.
А как было в старину?
Более трехсот лет назад Бахмут стал “лакомым куском” для захвата, потому что имел богатство под собой — залежи соли. Они выходили наружу соленой водой, которую выпаривали на огне и добывали соль.
“Собственно, с этого и начиналась его история: с борьбы, конкуренции между слободскими и донскими казаками за бахмутские соляные промыслы. Не было ни крепости, ни городка, а только “полевой лагерь” солеваров — временное поселение”, — рассказывает историк о давних временах в Бахмуте.
В начале XVIII века Изюмский слободской полк заявил о своих правах на Бахмутские солеварни. Это право оспаривали казаки с Дона.
“Донцы утверждали, что раньше, чуть выше по течению от нынешнего города, поставили свой деревянный городок, укрепление. Но пришли изюмские казаки и сожгли его. Правда, это или нет — сейчас трудно судить. Но в документах сохранилась именно такая трактовка тогдашних событий”, — говорит Игорь Корнацкий.
Впоследствии изюмские казаки построили в районе Бахмута деревянную крепость. Поселение стало известным, его обозначили на картах начала XVIII века. А потом его уничтожили, снова.
“Уже царские войска во время Булавинского восстания взяли Бахмут штурмом и сожгли, разрушив его до основания. И наказали местных жителей, участников Булавинского восстания. Кстати, среди защитников Бахмута было 3 тысячи запорожских казаков, пришедших на помощь булавинцам”, — рассказывает сотрудник музея.
Однако Бахмут был тогда в основном или преимущественно центром солеварения. Поэтому восстановлению поселения на этом месте способствовал экономический интерес. В 1710 году Бахмут отстроили и возобновили здесь солеварение.
А еще в ту эпоху Бахмут стал стратегическим опорным пунктом на юге страны — у границы с недружественным исламским государством.
“Бахмут стал важным пограничным городом, потому что граница с Крымским ханством переместилась на окраины городов Тор (нынешнего Славянска) и Бахмута”, – продолжает историк.
В конце 1710-х годов городок опустел из-за эпидемии чумы.
“Об этом тоже есть упоминания в тогдашних источниках. Много лет спустя после этого священник Святотроицкого собора вспоминал о том, что в Бахмуте сжигали ведьм, чтобы предотвратить распространение чумы — такой интересный факт”, — рассказывает работник Бахмутского музея.
В более поздние времена с чумой в Бахмуте пытались бороться “чудодейственной” иконой. Ее отобрали у татар, периодически атаковавших эти земли, и с тех пор считали покровительницей города.
“Казанскую икону захватили гораздо позже — во время последнего татарского нападения на город, произошедшего в 1769 году. Ее якобы нашли в татарском обозе, захваченном защитниками города”, — говорит собеседник.
Поэтому в XVIII веке Бахмут не раз переживал татарские нападения, и эта икона считалась тогда спасительной.
Бахмут восстанавливался снова и как город-крепость, и как центр этой местности.
“Бахмут был пограничной крепостью, его крепостные укрепления сохранялись до начала XIX века. Во второй половине XVIII — начале XIX века Бахмут приобрел чисто городские черты, свойственные административному центру”, – рассказывает историк.
Если в начале XVIII века Бахмут выжгли преднамеренно, то спустя столетие он сгорел сам. Здания в городе тогда возводили преимущественно из дерева и других легковоспламеняющихся материалов, поэтому пожар1815 года уничтожила целые кварталы старой застройки.
Вот как описывали Бахмут после того пожара:
“Город Бахмут уездный лежит по обеим сторонам болотистой реки Бахмута. <…> Выстроен неправильно, строения в оном большею частию мазанки, покрытые соломою или тростником. Есть несколько домов из строевого леса, коих послед недавно бывших пожаров считается всего до 700. Две каменные церкви и три деревянные. Число жителей мужескаго пола 1972, женского пола 2 138 душ. Город сей находится на коммуникационном пункте пролегающих через оной нескольких путей, а именно в г.г. Харьков, Екатеринослав, Таганрог и проч., для прикрытия коих были построены валы и Штерншанец (звездообразное укрепление, — ред.) по левую сторону реки Бахмута в центре самого города, которые теперь почти совершенно разрушены”, — говорится в описании Бахмута за 1820-е годы.
(источник: “Источники по истории Южной Украины” том 10. “Описание Екатеринославской губернии начала 20-х годов XIX века”)
После того пожара город сильно изменился.
“Именно тогда создали первый регулярный план города. Согласно ему появились центральные улицы, которые мы знаем и существующие по сей день. Это был проект столичного архитектора Гесте, планировавшего многие другие уездные города Российской империи”, – рассказывает историк.
Постепенно в Бахмуте появились каменные дома, и город уже не так страдал от массовых пожаров. Здесь начала стремительно развиваться добыча и производство строительных материалов – кирпича, черепицы, плитки и прочих изделий. Именно в эти времена в Бахмуте построили большинство старинных зданий, известных современным бахмутчанам.
Летом 1914 года началась Первая мировая война, перешедшая в национально-освободительную борьбу.
“Этот период город пережил без значительных разрушений, но с человеческими потерями. Бои, шедшие вокруг Бахмута, уносили жизнь людей и с одной, и с другой стороны. Город страдал от эпидемий, распространенных во время войны — брюшного тифа, испанки (это острейшая из форм гриппа)”, — говорит собеседник.
Из той разрухи, длившейся до начала 1920-х Бахмут выходил очень медленно и тяжело.
Население Бахмута во время нацистской оккупации сократилось более чем вдвое, говорит Игорь Корнацкий. Из 50 тысяч жителей перед началом боев осталось примерно 25 тысяч — это на время изгнания немецких оккупантов из тогдашнего Артемовска.
Разрушения, причиненные городу тогда, были велики.
“Видим немало дореволюционных зданий — разрушенных, которые потом не восстанавливали. И таких, которые были отстроены — в 1940-1950-е и даже в 1960-е годы”, – говорит историк.
Сейчас все эти старинные здания уничтожили российские оккупанты за много месяцев штурма. Мы рассказывали об уничтожении захватчиками первого железнодорожного вокзала Бахмута, здания бывшей земской управы, банка, синагоги, церквей и других исторических зданий.