“Январский покос”: 52 года назад в УССР начались массовые аресты украинской интеллигенции (ФОТО, ВИДЕО)
У КГБистов было другое, рабочее название этой волны уничтожения лучших людей нации в 1972-м — “операция “Блок”. Институт национальной памяти обнародовал 6 короткометражек о диссидентах, трое из которых — с украинского Востока.
Три новых фильма о судьбах диссидентов Ивана Дзюбы, Надежды Светличной и Михайлины Коцюбинской презентовали 12 января 2022-го в “Укринформе”. Эти видео оснащены субтитрами на английском языке, чтобы расширить зрительскую аудиторию. Также их можно скачать в высоком качестве.
“Для нас эти фильмы очень дороги – мы видим наших побратимов. Это было их звездное время. Не все потом стали крупными политиками, министрами, но они были необходимы именно в те времена! Их было немного, но кроме них никто не решался на эти поступки, на эти мысли, на эти голоса. Это просто золотое время украинских диссидентов», — рассказывал бывший советский политзаключенный, член Украинской Хельсинкской группы, исполнительный сопрезидент ВААД Украины Иосиф Зисельс.
Заместитель главы УИНП Владимир Тилищак отмечает: почитание памяти украинских политзаключенных — это память о том, как трудно народ обретал свою независимость.
“Этот День был заложен и впервые отмечался в тюрьмах и лагерях. Это напоминание о тех великих людях, которые боролись, страдали, но не отказывались от своей внутренней свободы ни при каких обстоятельствах», — сказал Владимир Тилищак.
Он напомнил, что сейчас около 130 украинских граждан, крымских татар являются политзаключенными “того же оккупационного режима”.
“Мы должны помнить: цена оккупации, цена несвободы – это всегда тюрьмы, лагеря, заключение”, — заявил чиновник.
Три видео из шести — об уроженцах Востока Украины
Всего Украинский институт национальной памяти выложил в открытый доступ 6 документальных фильмов об украинских диссидентах, трое из которых родом с Востока. Это уроженец Донетчины Иван Дзюба и выходцы с Луганщины Николай Руденко и Надежда Светличная.
Иван Дзюба (1931 года рождения) — уроженец села Николаевка Волновахского района. Окончил школу в Докучаевске, изучал российскую филологию в Донецком пединституте, литературную деятельность начал в 1959 году. В 1960-х его уволили из двух издательств “за идеологические ошибки”.
В сентябре 1965 года на премьере фильма “Тени забытых предков” в столичном кинотеатре “Украина” вместе с Василем Стусом и Вячеславом Черноволом вышел на сцену с первым в СССР публичным протестом против политики власти, объявив о тайных арестах украинской интеллигенции.
В том же году написал памфлет “Интернационализм или русификация?” о проблемах национальных отношений в СССР. За этот “антисоветский” труд в 1973 году был приговорен к 5 годам заключения и 5 годам ссылки.
Документальный цикл о шестидесятниках: Иван Дзюба
Осенью 1989 года Дзюба стал одним из соучредителей Народного Руха Украины, в 1992-1994 — министром культуры Украины. С 2001 года — почетный доктор НаУКМА, член Украинского ПЕН.
Николай Руденко родился в 1920 году в селе ЮрьевкаЛуганской области. Ветеран Второй мировой войны, член Коммунистической партии, возглавлял различные литературные организации в столице Украины. Но постепенно разочаровался в советской идеологии, особенно когда в 1965 году развенчали культ личности Сталина.
В 1970 Николай Руденко стал членом международной правозащитной организации Amnesty International. Впоследствии за критику марксизма и правозащитную деятельность его исключили из КПСС, из Союза писателей Украины и арестовали за “антисоветскую пропаганду”. Но по случаю 30-летия Победы его амнистировали как ветерана Второй мировой.
В 1976-м Николай Руденко возглавил Украинский Хельсинкский Союз, а уже через 3 месяца его арестовали и возбудили уголовное дело. Дружковский суд дал ему 7 лет лагерей строгого режима и 5 лет ссылки. Его труды квалифицировали как “клевету на советскую власть”.
Документальный цикл о политзключенных: Николай Руденко
Освободили Николая Руденко в 1987-м, после чего он эмигрировал за границу. А еще через год его лишили гражданства СССР. Вернулся в Украину в сентябре 1990-го. Скончался 1 апреля 2004 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
Надежда Светличная — уроженка села Половинкино Старобельского района на Луганщине, по образованию филолог. Работала в Луганской области, в том числе была директором школы.
В 1963 переехала в столицу к брату — уже известному к тому времени литератору Ивану Светличному. Там присоединилась к кругу киевской интеллигенции, стала распространять самиздат, помогать политзаключенным.
Осенью 1967-го вместе с тремя единомышленниками она вступилась за политика, диссидента Вячеслава Чорновила, ходила на суды, потеряла из-за этого работу. Женщина была арестована 18 мая 1972-го, а ее сына КГБисты хотели сдать в детдом. Сыном и шантажировали.
Надежду осудили по статье “Антисоветская агитация и пропаганда” к 4 годам лагерей строгого режима.
Документальный цикл о шестидесятниках: Надежда Светличная
Отбыв наказание, она уехала в США, где до развала СССР была “голосом советских политзаключенных”. Умерла в 2006 году, похоронена по завещанию в столице Украины.
Политзаключенный Николай Горбаль говорит, что эти фильмы нужны младшим поколениям, ведь память об уничтожении интеллигенции не должна стираться. Его арестовали в 1970 году, когда он работал учителем музыки. В общей сложности его судили трижды, и совокупно Горбаль провел в заключении 23 года. В неволе он сидел с братом Надежды Светличной, литератором Иваном Светличным.
“Мои некоторые произведения, песни не влезали в те рамки идеологии. Мне повезло, что я в заключении сидел с Иваном Светличным: попав к тому человеку, для меня все стало на свои места! Я потерял животный страх перед Системой. Я знал, какой будет моя дальнейшая судьба”, — вспоминал Николай Горбаль.
“В архиве Светличных нашлись материалы для всех фильмов”
В настоящее время весь архив Надежды и Ивана Светличных хранится в столичном Музее шестидесятничества.
“Их редкие фотографии относятся не только к их собственной семье, но и к их окружению и друзьям. Поэтому каждому из этих фильмов нам было что подсказать, дать фотографии и материалы”, — рассказывала заведующая музеем Елена Лозинская.
По ее словам, благодаря современным технологиям материалы этого музея “заиграли”.
“Это приближает к нам этих людей, вытаскивает их из мрака истории! Эти ролики просто необходимы в нашем настоящем, когда снова нужно защищать нашу государственность, когда достижения этих героев кто-то пытается подвергнуть сомнению”, — сказала Елена Лозинская.
“Первая встреча со Светличной – это просто замечательные моменты моей жизни”
Политзаключенный Иосиф Зисельс отмечал, что Надежда Светличная сыграла очень большую роль в его судьбе. Она ввела его в диссидентское движение уже после “Большого погрома”.
“После арестов 1972 года украинское движение было очень законспирировано. Это был довольно замкнутый круг. Тем более, я еврей из провинции, с Закарпатья — это был дополнительный барьер. Я тогда искал случаи применения психиатрии к политическим противникам режима. И я получил контакт из Москвы — это был телефон Наденьки Светличной в Киеве. Я пришел к ней, и она сразу открылась, без всяких предосторожностей. Она дала мне контакты и во Львове, и в Ивано-Франковске, и в Киеве, которых я раньше не имел и искал. Благодаря ей, ее доверию я вошел в украинскую составляющую. История той первой встречи и доверия – это просто чудесные моменты моей жизни”, — вспоминал правозащитник.
- “По одежде люди узнавали близких. Мы нашли Маму и Нацу”. К годовщине массовой казни в Бахмуте (ФОТО)
“В деле Дзюбы 18 томов”
Профессор, доктор исторических наук Юрий Шаповал отмечал, что в деле диссидента Ивана Дзюбы 18 томов.
“Есть отсканированное все это дело. И было бы очень хорошо его издать, откомментировать, иллюстрировать, воспоминания добавить — это был бы очень хороший проект”, — сказал историк.
“Очень важно, чтобы мы благодарили тех людей при жизни”
В фильм о Надежде Светличной вошло и интервью, записанное историком и журналистом Вахтангом Кипиани более 20 лет назад.
“Я записал, может, 30 интервью. 99% этих людей уже нет. А видео есть. И мы их также разместим на YouTube, и интересующиеся люди смогут диссидентов послушать. Там как очень известные, так и те, о ком в интернете две строки”, — рассказал ведущий документального цикла, историк, основатель и главред издания “Історична правда” Вахтанг Кипиани.
Он напоминает: героями этих документальных фильмов стали молодые люди.
“Эти люди жили тогда, и они были молоды. Они были моложе меня нынешнего вдвое! Когда я познакомился с Василием Овсиенко, он был моложе меня нынешнего, но имел 13 лет лагерей…” — вспоминал Вахтанг Кипиани.
Историк сожалеет, что вся жизнь диссидентов не умещается в короткометражку.
“Мы сняли фильм об Иване Дзюбе, который есть с нами. И очень важно, чтобы мы благодарили тех людей при жизни! С их извилистыми жизненными путями, в этих коротких фильмах-визитках не покажешь все сложные нравственные и другие выборы, которые эти люди делали”, — сказал Кипиани.
Для популяризации украинских “людей свободы” — титры на английском языке, короткие видео и даже комиксы
По мнению Вахтанга Кипиани, титры на английском языке являются важным шагом государственной политики и значительно расширят круг тех, кто посмотрит эти фильмы.
“Чтобы украинец в Америке, во Франции мог порекомендовать своему соседу. Чтобы украинец в испаноязычной среде мог подсказать, — а это миллионы, потенциально сотни миллионов тех, кто может заинтересоваться и узнать”, — подчеркнул историк.
Он считает, что информацию об этих украинских героях следует распространять в популярных сейчас форматах: от коротких аудиовизуальных продуктов до комиксов.
Читайте также:
- “Погибшим от уцелевшего”: История почитания памяти семьи-жертв Холокоста в Артемовске
- Через холод, голод и тяжкие травмы: невероятная история побега с шахт Донбасса подростка-вестарбайтера Жака Сандулеску (ФОТО, ВИДЕО)
- “Имя Леонтовича закодировано в гербе Покровска”. Какой была жизнь автора всемирно известной обработки “Щедрика” (ФОТО, ВИДЕО)
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.