“Мостик между сердцем родителей и ребенка”: почему важно читать детям сказки, даже страшные
Животному пришивают ножки, отрезанные трамваем. Девушку, после неудачной попытки вырезать ей сердце, отравили яблоком и положили в хрустальный гроб. Другую похитили у родителей младенцем и годами держали в башне. Это не фильмы ужасов, а детские сказки, которые мы каждый вечер, годами читаем своим детям. Во Всемирный день сказок мы вместе с психологами разбирались, зачем сказки вообще и жестокие в частности.
Мама 4-летнего ребенка, журналистка Свободного радио с медицинским бэкграундом расспросила трех украинских психологов-практиков: как сказки влияют на детей и зачем в них детальные элементы жестокости.
Кандидат психологии, доцент, член Всемирной федерации психического здоровья Виктор Вус говорит: страшилки в сказках помогают ребенку преодолевать негатив.
“Когда мы читаем, слушаем или смотрим жестокость, это дает нам облегчение: снимает определенные стрессы с нашей души, мозга. Почему? Мы вдруг видим какую-то опасность, агрессию, переживаем страх… Но это не со мной! Это все в воображении! Фу-у-х, да? Все!
Мы это пережили, мы преодолели эту агрессию, мы сильнее нее! То есть это такой способ воспитания борьбы с этим, когда вы на себе пережили, что “не так страшен волк, как его рисуют». Людям, детям это становится не так страшно и опасно”, – объясняет роль страшных фрагментов в сказках психолог.
Он отмечает: человечество пользовалось аналогичными защитными механизмами и в древние времена, и в средневековье.
“Почему первобытные люди рисовали какого-то зверя, потом танцевали и били его своими копьями? Они снимали с себя, таким образом, страх через эту агрессию. Потом шли на охоту, и уже не боялись того зверя. В более поздние века многие ходили на публичные казни. У них было ощущение, что: “Это не со мной! я жив!” Это давало им внутреннюю силу, чувство, что они могут избавиться от этого страха и что они выше его”, – проводит параллели с прошлым специалист.
По его словам, то, что дети видят, слышат агрессию, не означает, что они потом будут проявлять ее в жизни. На вопрос не стоит ли пересмотреть перечень и содержание сказок, которые мы читаем детям, психолог отвечает: “нет”.
“Сказка формировалась как способ интерпретации реальности, который позволяет людям, детям воспитать чувство уверенности. Если мы уберем это все, то как будет дальше? Это все равно что ребенка поместить в среду, где нет ни одного микроба: у такого человека будут отсутствовать болезни, но потом начнутся аутоиммунные заболевания (то есть иммунитет начнет сам себя “есть”). Таким же образом происходит и в психологическом, и в ментальном мире ребенка. Самое главное – это правильная интерпретация того, что вы ребенку читаете”, – объясняет специалист по психологическому здоровью.
Киевский психолог Тарас Нестеренко советует, читая сказки, учитывать реакцию ребенка и выбирать соответствующие.
“Надо фильтровать что читать ребенку. Затем объяснять, что в мире есть и жестокость, но есть право выбора: выбирай “светлую сторону”, и все будет хорошо. Ведь мир не черно-белый, а имеет очень много оттенков. И сказки составляли живые люди. Поэтому выбор сказок – это и ответственность родителей. Читать страшные фрагменты можно, но благоразумно, и объяснять, что такого на самом деле не бывает, или бывает, но редко. Чтобы ребенок понимал, что в мире бывает по-разному, и если быть осторожным, вероятность опасного и негативного уменьшается”, – объясняет специалист.
А если ребенок боится, можно сосредоточиться на более позитивных сказках.
“Жестокость в сказке оправдана, если ее герой побеждает врага”
Но, по мнению Тараса Нестеренко, жестокость может быть и полезной в определенных сказках. Если герой жестоко побеждает змея, захватчика, то жестокость оправдана. И цитирует фрагмент из трудов австрийского психолога Карла Густава Юнга, который так описывал “путь героя”:
“Иди в лес, иначе с тобой ничего не случится. Если ты не пойдешь в лес, с тобой не произойдут различные приключения, ты не встретишь змея, ты его не победишь, ты не найдешь себе любимую». То есть не начнешь жить и будешь неудачником”, – рассказывает психолог.
То есть, если сказка подпадает под этот “путь героя”, то она конструктивная, резюмирует психолог.
Назови любимую сказку, и я скажу кто ты
Психолог Тарас Нестеренко также предостерегает: по его мнению, сказки могут “программировать” человека на будущую жизнь.
“При этом как на добрые, успешные модели поведения, так и негативные, деструктивные, и даже доводить до алкоголизма. Например, сказка «Буратино» – это модель неудачника, хотя ее известный прототип Пиноккио более положительный (когда он врал, у него носик рос). То есть эта сказка поучительна. А в “Буратино” – Страна Дураков, его обманули. Автор сказки, Алексей Толстой, когда писал ее, был в тяжелом психическом состоянии, перенес несколько инфарктов, кажется, принимал какие-то психотропные средства. Считаю, в этой сказке заложена модель алкоголика “, – говорит Тарас Нестеренко.
По его словам, психолог часто использует в практике такую диагностику. Говорит, что можно сопоставить модель жизни человека с моделью поведения любимого им сказочного героя.
“Имел честь общаться с известным политологом, который всегда разоблачает участие известных людей в коррупционных схемах, яро и при разных правительствах. Он сказал мне, что большую роль для него сыграла сказка о голом короле. Этот человек полностью повторяет модель поведения этого мальчика, который осмелился публично сказать: “А король-то голый!”. У другого известного человека любимая сказка была “Гадкий утенок”: он из маленького городка, из неблагополучного района; перебрался в центр столицы, сейчас – известный видеоблоггер и общественный деятель”, – рассказывает психолог.
Сказка “лечит” и совершенствует ребенка
Психолог, супервизор Центра психосоциальной реабилитации Киево-Могилянской академии Людмила Романенко считает: сказки помогают ребенку стать лучше.
“Сказки – это метафоры, и они позволяют ребенку совершенствоваться: развивать самосознание, улучшать общение с окружающим миром. В том числе избавиться от своих страхов и комплексов. Это перенос своих собственных переживаний на героя. Для всех детей, людей присущи различные чувства, в том числе злость, и агрессия, раздражение, и страх. А взрослые почему-то боятся, что дети могут все это чувствовать. И дети слышат из сказок, что это и у героев может быть. Поэтому сказка позволяет это через героя пережить и не совершать этого на самом деле”, – объясняет психолог.
Она отмечает: сказки помогали и детям прошлых поколений (когда взрослые “запрещали чувствовать»).
“Вы слышали, как говорили: “Не плачь! Мужчины не плачут! Не злись, злиться нельзя”. Что делали? Запихивали внутрь все эти чувства и эмоции, когда чувствовать было нельзя (так сложилось в жизни наших бабушек-дедушек). И как раз сказки позволяли все это прожить”, – рассказывает специалист.
И добавляет: в психологии есть даже отдельное направление – сказкотерапия: на каждую психологическую проблему – определенная сказка. По ее словам, народные сказки – универсальны и содержат ментальность каждого народа.
С ней соглашается ее коллега Виктор Вус:
“Сказки – это механизм передачи социокультурных архетипов, или традиции. Менталитет нации формировался через сказки и легенды”, – говорит ученый.
Сказки – уникальный “тренажер” для психологического развития ребенка
Виктор Вус объясняет: слушание сказок запускает в мозге ребенка очень сложные и важные развивающие процессы.
“Ребенок слышит слова, из которых создает в мозге образы сказочных героев, и, как будто в раскраске, наделяет их определенными качествами, движением. То есть ребенок анимирует и “раскрашивает” услышанное. Задействуя очень много систем, дети учатся координировать между собой все это взаимодействие”, – рассказывает ученый.
А еще когда вы читаете дочке или сыну сказку на ночь, вы эмоционально “привязываете” ребенка к себе, и этих моментов они никогда не забудут.
“Взрослый, читающий мне сказку, – мы совместно с ним переживаем эти чувства. И если в сюжете есть опасность, я чувствую руку матери. Поэтому сказка – это способ найти эмоциональный контакт с ребенком, создать эмоционально-значимую ситуацию общения с ним, воспитать его, чтобы он по-другому понимал мир”, – говорит психолог.
И советует читать вслух ребенку выразительно и полностью отдаваться этому процессу.
“Есть большая разница: пробормотали ли вы эту сказку или эмоционально рассказали ее ребенку с восторгом, с определенным тембром голоса, вибрациями и эмоциями. Это создает большее доверие к отцу, матери. И чем раньше вы начнете читать ребенку сказки, тем больше ребенок будет привязан к вашему голосу, интерпретации. Ведь вы создаете такой мостик между сердцем родителей и ребенка”, – резюмирует психолог.
Читайте также:
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.