Первое оборудование привозили из Европы: город машиностроителей Краматорск отмечает 155-летие. Какова его история (ФОТО)
23 сентября Краматорск отмечает 155 лет своей истории. До вторжения россиян город более века был важным центром машиностроения на востоке Украины. Эту отрасль на территории нынешнего Краматорска основал швейцарец Конрад Гампер. О нем и двух крупнейших машиностроительных гигантах — символах города рассказываем в материале.
“Конец XIX века – это эпоха бурного развития нашего края: строились металлургические заводы, шахты. И оборудование везли из Европы — а это таможенные и транспортные расходы. И швейцарский промышленник Конрад Гампер, заинтересованный в развитии этого края (он возил сюда оборудование), начал размышлять, как ему снизить затраты. И решил, что нужно здесь у нас на месте строить завод по изготовлению тяжелого оборудования”, — рассказывала Вильному радио бывшая директор музея истории “Старокраматорского машиностроительного завода” Надежда Максименко.
Вот что тогда сообщал о создании этого промышленного предприятия журнал “Горнозаводской листок”:
“Близ станции Краматоровки Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги известной фирмой “Фицнер и Гампер” в Сосновицах обустраивается механический и котельный завод для удовлетворения главным образом потребностей рудников и заводов Донецкого бассейна в различных механизмах и котлах”.
Первый гудок возведенного Краматорского механического завода раздался в сентябре 1896 года в версте от станции Краматоровка, на левом берегу реки Казенный Торец.
Почему иностранцы построили машиностроительный завод на территории современного Краматорска
Завод появился на территории современного Краматорска не случайно. К тому времени здесь уже был еще один, цементный. Но на расширение, а тем более на создание нового предприятия его учредителю по фамилии Фицнер не хватало средств. Этим решил пользоваться Гампер.
“В то время у уже успешного капиталиста Фицнера были на выданье три дочери. И Гампер решил жениться на одной из них и объединить капиталы. И они создают фирму “Фицнер и Гампер”, – говорит Надежда Максименко.
На этот общий европейский капитал партнеры и построили завод в Краматорске. Первыми опытными рабочими (столярами, модельщиками и литейщиками) здесь были поляки — они брали себе в обучение жителей ближних сел.
И рабочей силы хватало.
“В то время в конце XIX века крестьянам дали волю. А что делать с этой волей, если нет ни своего имущества, ни своей земли? И потому, когда бросили клич, что приглашают на строительство нового завода людей, то со всей Харьковской губернии в этот край потянулись люди”, – рассказала бывшая директор музея СКМЗ.
По ее словам, новые рабочие сами строили себе землянки.
“В меловой горе долбили себе землянки, жили в них и работали на строительстве завода. Это был очень тяжелый труд: люди гибли, а за воротами стояли новые люди”, – говорит Надежда Максименко.
Инвестиции, культура, спорт: как европейцы повлияли на формирование Донетчины
Вместе с заводом тут строили и поселения, привнося свою бытовую культуру, привычки, досуг и даже спорт.
“Приехали европейцы, которые привыкли жить удобно, и они строили здесь и поселение. Также они и свой досуг умели организовать. У нас при заводе создали первую в нашем Донецком крае футбольную команду. Даже в музее футбольного клуба “Шахтер” есть фотография, где изображена первая футбольная команда Краматорского механического завода. В ее состав входили дети приехавших промышленников и молодые работники-иностранцы. Сначала в этой команде играли сами иностранцы”, – рассказывала бывшая сотрудница музея СКМЗ.
По ее словам, иностранные рабочие создали здесь и театр.
“Также играли рабочие завода, и спектакли были регулярными. В общем, они сюда принесли культуру”, – говорит Надежда Максименко.
Как развивался Старокраматорский машиностроительный завод в начале ХХ века
В 1898 году швейцарец Конрад Гампер начал строить доменные печи на Краматорском заводе и год спустя основал Краматорское металлургическое общество. К тому времени капитал предпринимателя составил 6,5 миллиона рублей.
Но Гампер внезапно умер — в 53-летнем возрасте от инфаркта прямо на работе. Впрочем, его завод в Краматоровке успешно работал и развивался. Дважды (в 1900 и 1910 годах) на международных выставках в Париже его оборудование получило высшую награду, Гран-при. С 1902 здесь начали выпускать прокатное оборудование, а с 1907 – прокатные станы.
Во время Первой мировой завод начал работу на оборону: здесь появился цех для штамповки снарядов. С тех пор военные заказы будут долго здесь выпускать — и после 1917-го, и во время Второй мировой, и в мирные послевоенные десятилетия.
Во время освободительной борьбы 1917-1921 годов на Донетчине накопилось много подбитых паровозов и поездов. На базе Краматорского механического завода создали базу бронепоездов — здесь их ремонтировали и изготовляли.
Как работал Старокраматорский машиностроительный завод во времена СССР
В 1920 году российские большевики национализировали завод, то есть отобрали его у владельцев. Такое происходило всюду. Например, в том же 1920-м в окрестностях Бахмута таким же способом у голландских подданных отобрали соляной рудник “Петр Великий”.
Большевистское руководство назвало завод Краматорским государственным машиностроительным и металлургическим заводом. В конце 1920-х, в начале индустриализации СССР, старый завод уже не мог справиться со всей нагрузкой. На северной окраине Краматорска решили строить новые цеха. Так появился Новокраматорский завод.
Как в Краматорске создавали Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ)
Об этом периоде Вильному радио рассказывала директор музея истории Новокраматорского завода Любовь Дзержинска.
“Для нас предприятие “Старокраматорский машиностроительный завод” – это основатель нашего Новокраматорского машиностроительного завода. И специалисты, и материальная база СКМЗ стали началом исторической летописи строительства НКМЗ. И СКМЗ, и НКМЗ во время строительства были одним крупным предприятием — “Краммашстрой”, – объясняет Любовь Дзержинская.
НКМЗ строили с 1929 по 1934 годы. В 1930-х на территории Краматорска эти два машиностроительных гиганта работали уже отдельно. В 1960-1970-х годах на НКМЗ работали около 40 тысяч человек, а на старом заводе – около 6 тысяч.
По словам Любови Дзержинской, здесь работали целые производственные династии, где общий стаж семьи составлял 300-400 лет — это если сложить все годы работы на этом предприятии всех членов нескольких поколений одной семьи.
“Поэтому это наша история, наши истоки, и мы очень гордимся, что они были единым целым. Первым директором нашего завода (НКМЗ — ред.) был начальник того объединенного строительства”, — отмечает директор музея НКМЗ.
От Старокраматорского завода до открытого вторжения остались здания и музей
До масштабного вторжения россиян СКМЗ не работал и находился в состоянии банкротства. Многоэтажное здание инженерно-технического корпуса планировали продать Краматорской громаде для нужд медицинского университета, рассказывала Вильному радио о ситуации вокруг этого предприятия Любовь Дзержинска незадолго до начала открытой войны.
Оба эти музеи можно было посетить до 24 февраля 2022-го.
День пуска НКМЗ – День машиностроителя – День Краматорска
Любовь Дзержинска подчеркивает: конец сентября для Дня машиностроителя в Украине выбрали не просто так. Именно дата завершения строительства НКМЗ легла в основу этого праздника.
“День пуска НКМЗ — это четкая дата, 28 сентября 1934 года, и мы его чествовали. А День машиностроителя – это плавающая дата, это последний выходной сентября. На эти дни у нас приходились и День города, и День машиностроителя, и день рождения нашего завода”, – резюмирует Любовь Дзержинская.
Связанную с иностранными предпринимателями историю имеет и поселок Курдюмовка, который ежедневно фигурирует в сводках ВСУ и около которого много месяцев идут бои. Когда-то этот поселок к югу от Бахмута основали немцы-лютеране. В течение трех столетий там жили трудолюбивые люди. С середины XX века отсюда поставляли всей стране уникальную глину и изделия из нее. Курдюмовский кирпич можно увидеть под ногами в Киево-Печерской лавре, на Андреевском спуске в столице и во многих других культовых местах страны. Сейчас Курдюмовка в руинах, встретить там можно разве что оккупантов и бойцов ВСУ. Больше об этой точке на карте Донетчины читайте в материале “Курдюмовка: что это за поселок возле Бахмута с богатыми залежами и давней историей, за которое продолжаются бои”.
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.