В 2024 году страна-агрессор собирается увеличить дотации для частей Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей которые временно контролирует. Кроме этого, по “программе восстановления” в т.н. “ДНР” хотят обновить объекты инфраструктуры в десятках населенных пунктов и построить сотни километров новых дорог. В то же время российские власти начинают требовать от предводителей временно захваченных территорий лично отвечать за снижение дефицита в их “бюджетах”. Разбираемся в “бюджетах” оккупированных городов и поселков и сравниваем его с бюджетами российских регионов.
В 2023 году на временно неподконтрольные правительству Украины регионы из российского бюджета выделили 483 миллиарда рублей. На следующий год в бюджете России на это заложили уже на 178 млрд рублей больше.
В документе нет уточнений относительно того, сколько планируют выделить каждому из квазиобразований. В бюджетных документах временно захваченные части Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей прописаны вместе.
Наибольшие затраты выглядят следующим образом:
Отдельно российские чиновники приняли программу восстановления временно оккупированных территорий. Ее назвали “Восстановление и социально-экономическое развитие ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей”.
Что именно российские чиновники подразумевают под “восстановлением” украинских регионов — точно неизвестно. В своих проектах они не уточняют, что именно будут восстанавливать. Есть только общие сферы, на которые будут направлять деньги во временно захваченных регионах Украины:
Планы оккупантов рассчитаны на период с 2024 по 2030 годы. За это время россияне собираются потратить на развитие оккупированных территорий Украины 653,5 млрд рублей. По курсу министерства финансов Украины по состоянию на 29 ноября 2023 года это почти 196 миллиардов гривен. Около ⅕ от суммы выделят из объединенного бюджета регионов России, а остальное возьмут из федерального бюджета страны-агрессора.
По грубым расчетам, ежегодно по этой программе Россия будет выделять 32,6 миллиарда гривен для четырех временно захваченных частей украинских регионов. Но сколько именно получит каждое из квазиобразований, неизвестно.
Если грубо поделить годовой бюджет этой программы на четыре (по количеству регионов), выйдет 8,1 млрд грн. Однако обычно т.н. “ДНР” имеет самые большие дотации. Ниже рассмотрим это подробнее.
Среди планов оккупантов на развитие временно захваченной части Донецкой области есть:
Денежные вливания якобы должны увеличить привлекательность временно захваченных территорий для инвесторов. В частности, качество городской среды хотят улучшить в полтора раза, а дороги собираются обновить на 85% в крупнейших городских агломерациях.
Инфраструктуру оккупированной части Донетчины собираются восстановить:
Оккупанты не уточняют степень восстановления инфраструктуры или объекты, которые якобы планируют обновлять.
Отметим, до полномасштабного вторжения россияне временно контролировали 13 городов, 5 городов районного значения, 66 поселков городского типа и 360 сельских поселений. Даже если принимать во внимание только это количество (т.е. без городов и поселков, оккупированных после 24.02.2022), получается, что восстановление коснется 1/7 части этих населенных пунктов, а остальные могут не рассчитывать на какие-либо работы в течение следующих трех лет.
Кроме того, за это время оккупанты собираются обновить покрытие на дорогах оккупированной части Донетчины:
Ставленники оккупантов заявляют, что по состоянию на 2023 год обновили 642 километра местных автодорог общего пользования. В 2026 году протяженность обновленного дорожного полотна на захваченной части Донетчины хотят увеличить более чем в два раза — до 1397 километров.
В целом же, по данным на 2020 год, в Донецкой области насчитывали более 5 тысяч километров районных дорог — как на подконтрольной, так и на временно оккупированной ее частях.
Расходы России на оккупированные ею районы не идут в сравнение с суммами, выделяемыми государством-агрессором на свои же регионы. Приведем пример.
Если общий бюджет в 661 млрд рублей на временно неподконтрольные украинскому правительству части Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей грубо разделить на 4 (доподлинно неизвестно, сколько именно получит каждая из областей), выйдет по 165 млрд рублей на регион. Вместе с условными 8,1 млрд рублей по программе восстановления выходит примерно 178 млрд рублей на регион ежегодно.
Эта сумма в пять раз меньше бюджета Санкт-Петербурга (более 1 трлн рублей в год), но в то же время превышает бюджеты некоторых российских регионов. К примеру, Республика Калмыкия, Ненецкий автономный округ или Еврейская автономная область имеют бюджеты около 15-30 млрд рублей в год. Это в пять раз меньше суммы, которую Россия намерена направить в т.н. “ДНР”.
Российские пропагандисты регулярно говорят о развитии промышленности в захваченной части востока Украины. Так, в конце октября 2023 года “Союз машиностроителей России” опубликовал заявление т.н. “промышленников ДНР”, которые обещали развитие индустрии.
Однако данные в бюджете России свидетельствуют о том, что развития промышленности на временно захваченной части Донетчины не происходит.
В апреле 2023 года российские СМИ писали, что 90% доходов временно захваченных частей Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей были дотациями из федерального бюджета страны-агрессора. В частности, подконтрольные Кремлю администрации в этом году получили 483 миллиарда российских рублей. Такие расходы обозначаются в бюджете как “безвозмездные поступления для новых регионов”.
Весь годовой бюджет псевдореспублики в 2023 году составил 196 миллиардов рублей, из которых почти 171 миллиард рублей составили дотации. Собственные доходы т.н. “ДНР” в 2023 году достигли только 13% от всего “бюджета”.
На дотации т.н. “ДНР” в 2023 году страна-агрессор выделила наибольшую сумму из всех “бюджетов”. На втором месте — оккупированный Крым со 162 млрд рублей дотаций, а на третьем — Дагестан со 133 млрд рублей.
О восстановлении промышленности в бюджете речь почти не идет. Единственное, что обещают отстроить — это Азовский судоремонтный завод в Мариуполе. На него якобы будут выделять 2 млрд рублей ежегодно.
Российское Министерство финансов хочет заставить своих ставленников в четырех украинских областях, а также руководителей Чечни, Дагестана, Ингушетии и Тувы нести прямую ответственность за дефициты бюджетов.
Чиновники страны-агрессорки разработали постановление, создавшее особые условия для дотаций временно захваченным регионам Украины. Будущие дотации могут привязать к усилиям местных главарей по снижению расходов и повышению доходов. Теперь руководители квазиобразований будут нести личную ответственность за борьбу с дефицитами их “бюджетов” и подписывать соответствующие документы.
Чтобы уменьшить расходы, предлагают, например, отказаться от найма на работу новых государственных чиновников, а зарплату им поднимать только для выравнивания инфляции.
Если же главари не будут уменьшать разрыв между дотациями и доходами, то их будут ожидать “меры дисциплинарного воздействия” или принудительный отказ от дотаций.
Напомним, люди, чьи дома пострадали от российских обстрелов, могут рассчитывать на выплаты от украинской власти. В то же время компенсация за разрушенное жилье есть и в самоназванной “ДНР”. В прошлом году за это выплачивалось по 2 миллиона российских рублей, но в этом году захватчики начали рассчитывать суммы компенсаций в соответствии с площадью жилья. Эта формула по параметрам сродни той, которой пользуются на подконтрольной территории. Но цифры компенсаций в т.н. “ДНР” получаются даже больше.
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.