Знаток истории Донецкого края показал, как работали и жили шахтеры в начале ХХ века. На исторических фотографиях и рисунках — дети-лампоносы, женщины-сортировщицы угля и мужчины, добывающие черное золото в нечеловеческих условиях.
Исторические фотографии и рисунки о промышленной истории Донетчины собрал из разных источников, опубликовал в соцсети и прокомментировал краевед “Etnografo Donetz”.
Во времена царизма на шахтах работали только мужчины. Женщин под землю не допускали — шахтерский труд физически очень тяжел.
Так шахтеры Донетчины выглядели в будний день:
Но на шахтах разрешали труд детей и подростков, в том числе девочек-подростков. Они выполняли работу, которая была им по силам. Но и такая работа была для детей в шахте слишком тяжелой.
“Лампоносы приносили на место работы новые заправленные лампы и забирали угасшие”, – рассказывает краевед.
Сейчас такой шахтерской профессии уже нет: у каждого шахтера свой фонарь, который не нужно заправлять.
А так больше столетия назад выглядела клеть и спуск в шахту — это не очень изменилось и по сей день. Разве что в бочках шахтеров под землю больше не спускают:
Забойщики в забое работали элементарными инструментами — молотками, обушками ㅡ в неудобных позах в опасных условиях и без средств защиты. В настоящее время на некоторых шахтах уголь в забое вырубают специальные комбайны. Но так не везде.
На некоторых фото — почтовые марки и штемпели, это дореволюционная открытка с надписью “Донецкий бассейн. В шахте на глубине 90 саж[ень]. Бесконечная откатка”.
Откатка – это доставка угля из забоя “на гора”, или на земную поверхность.
“Бесконечная откатка. Откатка угля с помощью канатов вместо лошадей была со своими проблемами, из-за чего не прижилась. На открытке видим коногона, управлявшего лошадьми, и, скорее всего, крепежника с топорами в руках”, – пишет краевед.
Шахтеры иногда работали полуобнаженными, потому что в шахте на некоторых участках жарко. Это шахтеры одной из шахт в Юзовке. Это старое название поселка, которое позже разрастется и станет Донецком.
Кроме собственно добычи угля, шахтеры должны укреплять стены и кровлю галерей, которые они уже “прошли”. Это должно было предотвращать обвалы.
Надпись под этой фотографией: “Юзовка. Работа в шахте. Укрепление стен и потолка подземных коридоров шахты”:
Вырубленный уголь загружали в вагонетки, выкатывали их в подъемники и таким образом поднимали на поверхность. Вагонетки тянули вручную или лошадьми.
Именно таков сюжет картины харьковского художника-пейзажиста, иллюстратора детских книг Михаила Гермашева. Его картину использовали как иллюстрацию в руководстве по этнографии “Донецкие угольные копи”:
Но из тесного забоя вырубленный уголь нужно было еще дотянуть. Это делали “саночники”.
“Саночник — рабочий, вывозящий добытый уголь по низким коридорам в ящике на полозьях”, — написано на иллюстрации об этом саночнике из Юзовки, или нынешнего Донецка.
По данным этнографа Миртова, саночников еще называли “мудотёрами”.
“Лямка проходит через плечо и между ногами, отсюда второе название специальности, которую сможете узнать в словаре Миртова”, – пишет краевед.
То есть, лямка санок натирала саночникам в паху.
“Коногон, работа сверлильщика, и дома для рабочих, которые в Юзовке назывались балаганами”, — пишет об этой открытке краевед с Донетчины.
Коногон ㅡ это рабочий, управлявший конем, тянувшим вагонетки с углем из забоя.
Добытый уголь перебирали вручную женщины или подростки, чаще девушки.
“Глейщицы” или “копчонки” – это женщины, работавшие на участке сортировки, отбирали породу от угля. Здесь мы видим узкую ленту и как они отбирают [уголь] руками. Но если конструкция транспортерной ленты позволяла, они часто использовали палки, которыми извлекали породу из сплошного потока. Иначе руки сильно травмировались ушибами, кожа на кистях стиралась”, — объясняет фотографию краевед.
Оборудование для этих угольных шахт сначала завозили из Европы. В конце XIX века его начали производить на заводах на территории современной Донетчины, в частности в Краматорске.
Один из первых машиностроительных заводов там основал швейцарец Конрад Гампер. В советское время это предприятие будут называть “СКМЗ”, или Старокраматорским машиностроительным заводом.
Больше об истории этого предприятия читайте в материале “Первое оборудование привозили из Европы: город машиностроителей Краматорск отмечает 155-летие. Какова его история”.