В Соледаре на арт-прогулке со столичной художницей местные жители и гости переосмысливали советские конструкции, нашли «бетонозавра» и возможно будущий заповедник.
На прогулку по Соледару пригласила художница Катя Бучацкая. Чтобы научить видеть, понимать и самим творить искусство на природе и улицах города. А организовала мероприятие платформа ИЗОЛЯЦИЯ.
«Ленд-арт и паблик-арт — это движения в искусстве, когда художники захотели наконец выйти за пределы галерей и музеев на улицы, на природу. Потому что считали: искусство, которое находится в музеях и галереях, мертво, а здания — это гроб для искусства», — рассказывает художница.
Сначала было больше теории: Катя рассказала подробнее о ленд-арт и паблик-арте и показывала его лучшие примеры. Ее лекцию в Соледаре, которая расширяет горизонты понимания современного искусства, можно просмотреть по этой ссылке.
Выходим из офиса платформы культурных инициатив «ИЗОЛЯЦИЯ». Перед ним уже есть 4 артобъекта — солнечный ангел-хранитель Соледара, лавка из переплавленных пластиковых крышечек, скульптура «Люди-рыбы» и скульптура-мобиль «Потоки» Василя Дмытрыка.
Первая остановка — местный парк отдыха.
Он безлюден, с морально устаревшими конструкциями под «доски почета» и афиши, с цветными флажками, которые только подчеркивают одиночество и пустоту.
Активист и местный депутат Игорь Зеленый рассказывает: сейчас в этот парк мало кто ходит, и это нужно изменить.
На это художница отвечает: место должно быть удобным, безопасным, комфортным и красивым.
«Это может быть прекрасно оборудованное место, с сиденьями (которое является и скульптурой, и ландшафтной работой), какие-то удобные скамейки… Организующие это пространство так, чтобы после того, как ты поел, сюда хотелось бы прийти. Какая-то сцена, и необязательно ее строить, — открытая, «зеленая»… А если здесь будет киоск с кофе — все могут быть в выигрыше. Какими-то формами это место можно превратить в очень сильно притягивающее!», — говорит Катя Бучацкая.
То есть, надо спросить самих людей, каким они хотят видеть этот парк.
«Надо поставить вопрос: что вам здесь нужно, и как бы вы хотели здесь проводить время. Музыка, сцена, розетки… То есть, это уже может быть место, где можно сидеть, и где выходит группа и начинает играть», — рассуждает художница.
Постепенно оживает фантазия у всех участников прогулки — кто-то хочет сюда WI-FI, кто-то советует, как сделать все антивандальным, кто-то рассуждает, потребуется ли для таких преобразований разрешение местных властей.
Участники вместе с художницей рассматривают советские конструкции в парке и думают о том как бы их можно было преобразить.
«Думаю, эти конструкции стоит переосмыслить. Это определенная история, в них что-то выставляли. Мне кажется, это интересно. Сегодня это воспринимается, как объект современного искусства, утративший свою функцию (туда ничего не вешают). То есть не просто сравнять все это и построить новое: у вас есть история, она важна и интересна. Если посмотреть паблик-арт в Лондоне, кто-то просто «с нуля» делает вот такие синие конструкции, и все приходят на них посмотреть. А здесь они уже у вас есть», — говорит Катя Бучацкая.
Она предлагает представить эти металлические конструкции — бывшие доски почета героев труда и афиши — очищенными от старой краски, окрашенными в другой цвет и просто подсвеченными.
Но — что самое важное — сначала здесь надо обеспечить базовые вещи: освещение, кофе, интернет и туалет. Без этого в 21 веке некуда.
«Какой бы здесь культура ни была бы, никто не сможет здесь находиться, если людям будет холодно, темно, страшно, и они не смогут, извиняюсь, пописать», — резюмирует Катя Бучацкая.
Подходим к заброшенной диско-площадке округлой формы: здесь есть сцена с крышей и даже лавочки.
Стенка за сценой щедро расписана подростковой бранью. С потолка свисает штанина, а возле сцены — чей-то оторванный капюшон.
По мнению столичной художницы, запреты или какие-то «карательные» меры против подростков ничего не дадут — с письменной бранью надо бороться методами «похитрее».
«Это происходит из-за осознания того, что публичное пространство принадлежит всем. Как нам, вам, так и людям, которые пришли и захотели здесь что-то написать. Мат — это тоже часть нашей жизни. Кто-то всегда будет его писать. Но, если дать какую-то альтернативу (если кто-то придет и нарисует классное граффити), ㅡ я думаю, тем, кто пишет мат, будет уже стыдно, и он тоже захочет написать что-то»,- говорит художница.
Другая участница прогулки замечает круглый танцпол и делает фантастические предположения.
«А вот круг — возможно, здесь какой-то ракетный комплекс был, или связь со вселенной? Можно здесь перфоманс какой организовать…», — предлагает женщина.
Кто-то развивает мысль: «Лазер!», «Летающая тарелка!».
Художница отзывается и на это: это тоже направление современного искусства.
«Это классная легенда! Есть такой жанр — «мокьюментари» — когда ты рассказываешь то, чего не было. Как «documentary» (от английского «документальный»), но от слова «mock» («насмехаться» на английском). И можно сделать какую-то вечернюю фотографию, в фотошопе дорисовать эту тарелку, и всем рассказывать, что так оно и было!», — говорит Катя Бучацкая.
Далее идем в спорткомплекс. Он возвышается над местностью, где находятся соляные шахты.
У спорткомплекса — пустой фонтан, покрытый трещинами. Художница вспоминает, что в фонтане одного из итальянских городков ежедневно туристы оставляют около 3 тысяч евро. Участники прогулки быстро придумывают легенду: «Если бросить монетку, станешь знаменитым спортсменом или спортсменкой».
Участники арт-прогулки по очереди бросают туда монеты, а местные называют известных им спортсменов, в том числе участников будущей Паралимпиады, которые сейчас здесь тренируются.
После этого отправляемся на второе после пластов соли природное чудо Соледара — Юрчину гору.
И вот мы на окраине Соледара, откуда открывается чудесный вид. Катя говорит: в подобных местах только выставляют кресла, пледы и предлагают кальян.
Местные к этому виду степи, кажется, безразличны, потому что привыкли и считают это «великим ничем», которое стоило бы украсить, например, гигантскими буквами. Вроде «HOLLYWOOD» как в Лос-Анджелесе или позорного «БАХ» в заповедных Ступках Голубовских неподалеку от Бахмута.
Спускаемся узкой и утоптанной дорожкой, рядом с которой, будто огромные позвонки динозавра, на равномерном расстоянии торчат из земли какие-то бетонные блоки. Кто-то из группы назвал это «Бетонозавром».
«На них лежали трубы отопления, а потом сделали отопление в больнице (автономную котельную)», — говорят местные ребята.
На самом деле Юрчина гора — это огромный участок натурального степного ландшафта — нераспаханной, незастроенной степью с краснокнижным ковылем волосовидным. Один из участников прогулки, бахмутский краевед и менеджер платформы ИЗОЛЯЦИЯ Михаил Кулишов, уверен: здесь стоит сделать заповедник.
«Ковыля уже хватает для создания ландшафтного заказника. Это уже настолько редкий вид, что любые участки ковыля — это прецедент для создания заказника. Увеличение природоохранного фонда входит в программу развития Украины. То есть, за это кто-то из власти еще может получить грамоту», — объясняет Михаил Кулишов.
Напоследок художница организовывает «групповую арт-медитацию»: кладет горстку коротких деревянных веточек, и каждый участник прогулки по очереди подходит и что-то изменяет. На наших глазах веточки превращаются в подобие футбольных ворот, затем стен домика и наконец его накрывают плоским камнем, который едва держится и, в конце концов, заваливается.
Четверо младших участников прогулки отправляются в офис ИЗОЛЯЦИИ, так как устали. А основная группа идет еще осматривать городские дачи. Они заброшены уже около 20 лет, потому что кто-то из самих местных разграбил систему полива.
Изменится ли Соледар так, как это нарисовали в воображении участники арт-прогулки, — пока неизвестно. Ведь для изменений нужно, чтобы участвовали больше местных жителей. Но прогулка изменила отношение к городу самих участников, которые мечтали, фантазировали и увидели Соледар таким, каким он мог бы быть.
Читайте также: