На улицах и в природе Донетчины искали и творили искусство вне галерей (ФОТО)
В Соледаре на арт-прогулке со столичной художницей местные жители и гости переосмысливали советские конструкции, нашли “бетонозавра” и возможно будущий заповедник.
На прогулку по Соледару пригласила художница Катя Бучацкая. Чтобы научить видеть, понимать и самим творить искусство на природе и улицах города. А организовала мероприятие платформа ИЗОЛЯЦИЯ.
“Ленд-арт и паблик-арт – это движения в искусстве, когда художники захотели наконец выйти за пределы галерей и музеев на улицы, на природу. Потому что считали: искусство, которое находится в музеях и галереях, мертво, а здания – это гроб для искусства”, – рассказывает художница.
Сначала было больше теории: Катя рассказала подробнее о ленд-арт и паблик-арте и показывала его лучшие примеры. Ее лекцию в Соледаре, которая расширяет горизонты понимания современного искусства, можно просмотреть по этой ссылке.
Выходим из офиса платформы культурных инициатив “ИЗОЛЯЦИЯ”. Перед ним уже есть 4 артобъекта – солнечный ангел-хранитель Соледара, лавка из переплавленных пластиковых крышечек, скульптура “Люди-рыбы” и скульптура-мобиль “Потоки” Василя Дмытрыка.
Первая остановка – местный парк отдыха.
Что нужно местному парку
Он безлюден, с морально устаревшими конструкциями под “доски почета” и афиши, с цветными флажками, которые только подчеркивают одиночество и пустоту.
Активист и местный депутат Игорь Зеленый рассказывает: сейчас в этот парк мало кто ходит, и это нужно изменить.
На это художница отвечает: место должно быть удобным, безопасным, комфортным и красивым.
“Это может быть прекрасно оборудованное место, с сиденьями (которое является и скульптурой, и ландшафтной работой), какие-то удобные скамейки… Организующие это пространство так, чтобы после того, как ты поел, сюда хотелось бы прийти. Какая-то сцена, и необязательно ее строить, — открытая, “зеленая”… А если здесь будет киоск с кофе – все могут быть в выигрыше. Какими-то формами это место можно превратить в очень сильно притягивающее!”, — говорит Катя Бучацкая.
То есть, надо спросить самих людей, каким они хотят видеть этот парк.
“Надо поставить вопрос: что вам здесь нужно, и как бы вы хотели здесь проводить время. Музыка, сцена, розетки… То есть, это уже может быть место, где можно сидеть, и где выходит группа и начинает играть”, — рассуждает художница.
Советские доски почета и афиши
Постепенно оживает фантазия у всех участников прогулки – кто-то хочет сюда WI-FI, кто-то советует, как сделать все антивандальным, кто-то рассуждает, потребуется ли для таких преобразований разрешение местных властей.
Участники вместе с художницей рассматривают советские конструкции в парке и думают о том как бы их можно было преобразить.
“Думаю, эти конструкции стоит переосмыслить. Это определенная история, в них что-то выставляли. Мне кажется, это интересно. Сегодня это воспринимается, как объект современного искусства, утративший свою функцию (туда ничего не вешают). То есть не просто сравнять все это и построить новое: у вас есть история, она важна и интересна. Если посмотреть паблик-арт в Лондоне, кто-то просто “с нуля” делает вот такие синие конструкции, и все приходят на них посмотреть. А здесь они уже у вас есть”, — говорит Катя Бучацкая.
Она предлагает представить эти металлические конструкции – бывшие доски почета героев труда и афиши – очищенными от старой краски, окрашенными в другой цвет и просто подсвеченными.
Но – что самое важное – сначала здесь надо обеспечить базовые вещи: освещение, кофе, интернет и туалет. Без этого в 21 веке некуда.
“Какой бы здесь культура ни была бы, никто не сможет здесь находиться, если людям будет холодно, темно, страшно, и они не смогут, извиняюсь, пописать”, — резюмирует Катя Бучацкая.
“Мат на стенах ㅡ это часть нашей жизни”
Подходим к заброшенной диско-площадке округлой формы: здесь есть сцена с крышей и даже лавочки.
Стенка за сценой щедро расписана подростковой бранью. С потолка свисает штанина, а возле сцены – чей-то оторванный капюшон.
По мнению столичной художницы, запреты или какие-то “карательные” меры против подростков ничего не дадут – с письменной бранью надо бороться методами “похитрее”.
“Это происходит из-за осознания того, что публичное пространство принадлежит всем. Как нам, вам, так и людям, которые пришли и захотели здесь что-то написать. Мат – это тоже часть нашей жизни. Кто-то всегда будет его писать. Но, если дать какую-то альтернативу (если кто-то придет и нарисует классное граффити), ㅡ я думаю, тем, кто пишет мат, будет уже стыдно, и он тоже захочет написать что-то”,- говорит художница.
Другая участница прогулки замечает круглый танцпол и делает фантастические предположения.
“А вот круг – возможно, здесь какой-то ракетный комплекс был, или связь со вселенной? Можно здесь перфоманс какой организовать…”, – предлагает женщина.
Кто-то развивает мысль: “Лазер!”, “Летающая тарелка!”.
Художница отзывается и на это: это тоже направление современного искусства.
“Это классная легенда! Есть такой жанр – “мокьюментари” – когда ты рассказываешь то, чего не было. Как “documentary” (от английского “документальный”), но от слова “mock” (“насмехаться” на английском). И можно сделать какую-то вечернюю фотографию, в фотошопе дорисовать эту тарелку, и всем рассказывать, что так оно и было!”, — говорит Катя Бучацкая.
Далее идем в спорткомплекс. Он возвышается над местностью, где находятся соляные шахты.
Соледар создает легенды
У спорткомплекса – пустой фонтан, покрытый трещинами. Художница вспоминает, что в фонтане одного из итальянских городков ежедневно туристы оставляют около 3 тысяч евро. Участники прогулки быстро придумывают легенду: “Если бросить монетку, станешь знаменитым спортсменом или спортсменкой”.
Участники арт-прогулки по очереди бросают туда монеты, а местные называют известных им спортсменов, в том числе участников будущей Паралимпиады, которые сейчас здесь тренируются.
После этого отправляемся на второе после пластов соли природное чудо Соледара – Юрчину гору.
Бетонозавр и кальян на холме посреди “великого ничто”
И вот мы на окраине Соледара, откуда открывается чудесный вид. Катя говорит: в подобных местах только выставляют кресла, пледы и предлагают кальян.
Местные к этому виду степи, кажется, безразличны, потому что привыкли и считают это “великим ничем”, которое стоило бы украсить, например, гигантскими буквами. Вроде “HOLLYWOOD” как в Лос-Анджелесе или позорного “БАХ” в заповедных Ступках Голубовских неподалеку от Бахмута.
Спускаемся узкой и утоптанной дорожкой, рядом с которой, будто огромные позвонки динозавра, на равномерном расстоянии торчат из земли какие-то бетонные блоки. Кто-то из группы назвал это “Бетонозавром”.
“На них лежали трубы отопления, а потом сделали отопление в больнице (автономную котельную)”, — говорят местные ребята.
Юрчина гора – будущий заповедник?
На самом деле Юрчина гора – это огромный участок натурального степного ландшафта – нераспаханной, незастроенной степью с краснокнижным ковылем волосовидным. Один из участников прогулки, бахмутский краевед и менеджер платформы ИЗОЛЯЦИЯ Михаил Кулишов, уверен: здесь стоит сделать заповедник.
“Ковыля уже хватает для создания ландшафтного заказника. Это уже настолько редкий вид, что любые участки ковыля – это прецедент для создания заказника. Увеличение природоохранного фонда входит в программу развития Украины. То есть, за это кто-то из власти еще может получить грамоту”, – объясняет Михаил Кулишов.
Напоследок художница организовывает “групповую арт-медитацию”: кладет горстку коротких деревянных веточек, и каждый участник прогулки по очереди подходит и что-то изменяет. На наших глазах веточки превращаются в подобие футбольных ворот, затем стен домика и наконец его накрывают плоским камнем, который едва держится и, в конце концов, заваливается.
Четверо младших участников прогулки отправляются в офис ИЗОЛЯЦИИ, так как устали. А основная группа идет еще осматривать городские дачи. Они заброшены уже около 20 лет, потому что кто-то из самих местных разграбил систему полива.
Изменится ли Соледар так, как это нарисовали в воображении участники арт-прогулки, — пока неизвестно. Ведь для изменений нужно, чтобы участвовали больше местных жителей. Но прогулка изменила отношение к городу самих участников, которые мечтали, фантазировали и увидели Соледар таким, каким он мог бы быть.
Читайте также:
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.