Яким був святковий одяг мешканок Донеччини пів століття тому
Фото: Вільне радіо
string(33) "Фото: Вільне радіо"

Вместе с мастерицей из Бахмута разобрали, какую одежду когда-то носили на праздники женщины из Донецкой области.

 

Дома у бахмутянки Светланы Кравченко – множество старинных вышиванок, юбок, лент и украшений. Уже 6 лет она покупает их по всей Украине и воспроизводит аутентичные костюмы. А если не удается достать, шьет с коллегами по образцам из архивных фотографий.

Вместе со Светланой над пополнением этно-коллекции работают еще 3 бахмутчанки – Татьяна Гольц, Наталья Роменская и Лариса Комиссарова. Вместе они устраивают фотовыставки и показы народной одежды в Украине и за рубежом.

Светлана показывает на стену, где за стеклом в рамке висят вышитые элементы из сорочек ее родителей. Женщина хранит эти полоски ткани как семейную реликвию.

Фрагменты сорочек родителей мастерицы из Бахмута Светланы кравченко
Вышитые фрагменты сорочек родителей Светланы Кравченко

“Лет 10-15 назад меня очень возмущали утверждения, что в Донецкой области нет народной культуры. И я начала раскапывать любые подтверждения уникальности, непохожести образцов предметов народного культурного наследия Донетчины с другими территориями Украины”, – рассказывает Светлана Кравченко.

Так родилось хобби на границе с исследовательской работой. Вместе с коллегами-мастерицами женщина начала собирать старые фотографии с жителями региона в вышиванках, читать литературу, посещать музеи, консультироваться со специалистами. Теперь она много знает о народной одежде Донетчины.

Девушка из Часов Яра Донецкой области, одетая в традиционный украинский наряд
Девушка из Часов Яра, одетая в народный наряд

“Культура нашей области интересна тем, что была сформирована позже всего среди регионов Украины. Долгое время на месте современной Донетчины было “дикое поле”. Но в то же время нашей культуре повезло, потому что она сформировалась на пересечении зрелых культур, которые приносили люди, переезжавшие сюда: греки, немцы, поляки, западные украинцы. Каждый человек нес с собой свою культуру”, – рассказывает Светлана Кравченко.

Мастерица отмечает: много “местных” рубашек вышиты крестиком, но такой техникой не вышивали древние украинки.

“После отмены крепостного права началось заигрывание с освобожденным населением. Фирма “Брокаръ и К°” стала выпускать для них дешевые духи, пудру, мыло, а на обертке размещать схемы вышивки. Это был привлекательный маркетинговый ход, который понравился женщинам”, – объясняет Светлана Кравченко.

Схемы, которые шли вместе с продукцией, удобнее было отшивать именно крестиком. К тому же цветастые узоры, изображенные на них, не имели никакого отношения к традиционным украинским орнаментам. Но их красота и простота в воспроизведении сыграли свою роль, и сорочки с подобной отделкой можно было встретить все чаще. Крестик стал постепенно вытеснять все другие техники традиционной украинской вышивки. Впоследствии за популярным стилем закрепился пренебрежительный термин “брокарщина”.

Вышивка крестиком на сорочке жительницы Донетчины
Подобные цветы были на схемах фирмы “Брокаръ и К°”

На некоторых сорочках из коллекции Светланы можно разглядеть вышитые отметки, выделяющиеся из орнамента. Их оставляли народные мастерицы, которые работали на заказ.

Пометки, которые оставляли мастерицы на сорочках, вышитых на заказ
Нижний элемент – отметка, которую оставила мастерица

На других вышиванках есть особые треугольные узоры. Как рассказывали Светлане, их назначение – защищать человека от сглаза.

Треугольный орнамент на украинской вышиванке, который по поверию защищает от сглаза
Такие треугольные орнаменты были оберегом от злых сил

Мастерица подводит к манекену, одетому в украинский строй. Примерно такую одежду когда-то носили на праздники местные женщины.

Традиционный наряд, который носили украинки из Донецкой области на праздники
Примерно такую одежду носили по праздникам женщины из Донецкой области

Поверх рубашки и безрукавки, которая называется керсетка, надето ожерелье из дутого стекла.

“Есть много старых фотографий с таким ожерельем. Но когда советская власть все искажала, эти бусины начали вешать на елку. Сейчас такое украшение стоит около 800 гривен”, – говорит женщина.

Бусы из дутого стекла, которые носили женщины из Донецкой области
Бусы из дутого стекла

Керсетка в этом образе также аутентичная, сшитая из бордового бархата с зеленым отливом. Сзади у нее “усы” – бантовые складки, придающие пышности. Чем их больше, тем богаче девушка – такая ткань стоила очень дорого.

“Керсетка пошита таким образом, чтобы визуально увеличивать формы. Потому что считалось, что если у женщины пышная фигура, у нее будут здоровые дети, и это было привлекательно”, – объясняет Светлана Кравченко.

Такие бархатные керсетки носили жительницы Донетчины
“Усы” керсетки

Юбку для этого образа мастерица сшила сама. Ее крой тоже особый: благодаря завязкам можно регулировать размер, поэтому юбку можно было носить и во время беременности.

Подобных образов у Светланы Кравченко около 30. Если разбирать особенности каждого из них, можно написать исследовательскую книгу, шутит мастерица. Но посмотреть на эту частную коллекцию так просто не удастся. Однако вы можете отслеживать анонсы предстоящих фотовыставок и показов на странице Светланы Кравченко в Facebook.

Читайте также:


Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.


Спонсор
Загрузить еще