Уже в среду водителей и пешеходов будут ждать новые штрафы. Что изменится (Монолог)
С 17 марта повышают штрафы и увеличивают наказание за нарушение правил дорожного движения для водителей и пешеходов. Вступает в силу соответствующий закон. Так, усиливают ответственность за вождение в нетрезвом, без водительского удостоверения, а также пешеходам и велосипедистам, которые перебегают дорогу в неустановленном месте. Что изменится, читайте в материале.
Предыстория. В середине февраля Верховная Рада Украины приняла повышенные штрафы за некоторые правонарушения. В частности это касается водителей, садящихся за руль нетрезвыми, а не пристегиваются и даже пешеходов, перебегают дорогу там, где нельзя. Кроме того, некоторые из пунктов закона, как говорят правоохранители, “устраняют пробелы” и решают спорные юридические вопросы. Документ подписали уже председатель парламента и президент Украины. Поэтому уже в среду, 17 марта, он вступает в силу.
Что изменится со среды на брифинге Министерства внутренних дел Украины рассказал первый заместитель начальника патрульной полиции Украины Алексей Билошицкий. Далее его прямая речь.
Управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или под воздействием препаратов, снижающих внимание или скорость реакции
Ранее за управление в состоянии опьянения впервые предусматривалась ответственность на уровне штрафа 10200 гривен и лишение права управления сроком на 1 год, то теперь за такое правонарушение предусмотрено повышенный штраф 17 000 гривен. Здесь кроме штрафа ничего не меняется, поскольку это первое такое правонарушение.
Если лицо привлекается к ответственности в течение года второй раз, то на замену штрафа 20400 гривен и лишение права управления на 3 года приходит новый штраф — 34 тыс грн и лишение управления на 3 года и новые санкции: возмездное изъятие транспортного средства или без такового или административный арест на 10 суток и лишение права управления на 3 года с возмездным изъятием транспортного средства или без такового.
Административный арест — это новая санкция, которая предусматривается в данном контексте и суд при принятии решения учитывая личность правонарушителя, учитывая имущественное положение и другие обстоятельства может определить наказание именно в виде административного ареста. Зная, что в некоторых случаях даже штраф в размере 34 тысяч гривен можно будет недейственным наказанием для некоторых категорий лиц.
Также обращаем внимание на оплатную конфискации ТС — это процедура по которой по решению суда изымается у владельца авто, реализуемой на государственном аукционе и средства от этой реализации возвращаются владельцу уже в сумме, за которую было реализовано.
Если лицо в третий раз руководит в состоянии опьянения — штраф повышается до 51 тыс грн, лишают права управления на 10 лет и административный арест на 15 суток. А также предполагается новая санкция, не существовала ранее, это бесплатная конфискация транспортного средства. То есть если лицо совершает третий правонарушения в течение года, то можем говорить, что ответственность, которая была до этого, не действует для данного лица и нужны более строгие меры, чтобы в дальнейшем предусмотреть совершение такого правонарушения. Поэтому здесь суровая санкция — конфискация ТС, безвозмездное изъятие и компенсация в доход государства.
И здесь также хочу отметить, что повышается ответственность за употребление алкогольных напитков или лекарственных препаратов или других препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции после непосредственно совершение ДТП или до момента прохождения обязательного осмотра, когда полицейский имеет его провести. Если раньше штраф был 20400 гривен, то сейчас штраф будет 34 тыс грн.
Очень важный аспект, это именно избежания ответственности за управление в состоянии опьянения. Как я уже отметил, что мы не только повышаем ответственность, но и устраняем пробелы, которые существовали и раньше. Я думаю не для кого не секрет, что тысячи дел по статье 130 (управление в состоянии опьянения) закрывали в связи с малозначительностью, передачей на рассмотрение трудового коллектива и всего – по срокам. Очень часто срока 3 месяца не укладывались и правонарушители избегали ответственности. Законом предусмотрено, что рассмотрение дела по статье 130 продолжается в течение 1 года. То есть 3 месячный срок, в который ранее не заключались, будет летним, и как правило большинство дел или большая часть дел будет рассмотрена в этот срок, а если же не будет рассмотрено, то будет огромный вопрос в орган, рассматривающий дело, а в данном контексте — это суд, почему же за такой продленный срок не было рассмотрено дело. Также теперь исключается закрытие дела “за малозначительностью” или “передача такого дела на рассмотрение трудового коллектива”. То есть один из самых строгих в составе правонарушений уже нельзя будет закрыть по таким рудиментарными аспектами Кодекса Украины об административных правонарушениях, которые существовали в советское время и с 1984 года существует по настоящее время в нашем кодексе.
Также хочу отметить, что срок лишения права управления будет суммироваться. То есть не замещаться новым сроком.
Например, когда лицо права управления на 1 год, то в случае совершения правонарушения второй раз ранее срок на 1 год заменялся на 3 года. А сейчас же эти сроки будут плюсоваться есть это уже 1+3.
Ранее в уголовном кодексе совершение ДТП в состоянии опьянения, в том числе с пострадавшими, считалось только отягчающим обстоятельством. Сейчас это же отдельный квалифицированный состав преступления. Эта статья 286 шт., Которая предусматривает:
- В случае совершения такого правонарушения с пострадавшими средней тяжести предусматривается ответственность от 3 лет лишения свободы, и от 3-5 лет лишение права управления ТС.
- Тяжкие телесные повреждения от 3-8 лет лишения свободы и от 5-8 лет лишения права управления.
- Если следствием такого правонарушения была смерть потерпевшего, то это от 5 до 10 лет лишения свободы и от 5 до 10 лет лишения права управления.
- Если погибли несколько человек от 7 до 12 лет лишения свободы и от 7 до 10 лет лишения права управления.
- Избежания ответственности за такое уголовное преступление будет невозможно в связи с деятельным раскаянием, примирением, передачи лица на поруки, изменением обстановки, а также не будет применяться освобождение от отбывания наказания с испытанием, условно-досрочного освобождения, замена неотбытой части наказания более мягкой которым, амнистия или помилование. Все эти инструменты смягчения наказания будут недоступны для тех, кто поступит такое преступление в состоянии опьянения.
Превышение скорости
За превышение скорости более чем на 20 км/ч испытывает небольшого увеличения штрафа с 255 грн на 340 грн. Превышение скорости более чем на 50 км/ч, а это дерзкое и существенное правонарушение, предполагается новый штраф 1700 грн, напоминаю, что было 510.
Мотошлемы и ремни безопасности
Неиспользование ремней безопасности или мотошлемов – это то правонарушение, является очень важным. Ремни безопасности спасают жизни. И очень долго мы боролись, чтобы штраф был не 51 гривна, а 510.
Номерные знаки в грязи
Грязные, неосвещенные или установленные с нарушением номерные знаки — это также в последнее время особенно с появлением автоматической фиксации распространенное нарушение за которое предусматривался штраф 170 грн, а теперь предполагается 850 гривен.
Повторное такое правонарушение, касающееся с манипуляцией знаками (их закрытия или изменение т.п.) — предусматривается штраф 1700 гривен. А раньше было 255. То есть раньше можно было с закрытыми номерными знаками путешествовать и каждый раз заплатить 255 гривен.
Вождение без прав
Мы здесь говорим о людях, которые никогда не получали водительского удостоверения, которым передано право управления. Ранее за это правонарушение был штраф 510 гривен. Сейчас — 3400. Я хочу подчеркнуть, что штраф за те случаи, когда забыли удостоверения, не меняется, как был 425 гривен, так и остается.
Лицо, которое было лишено права управления судом и продолжает руководить, то штраф увеличивается с 510 до 20400 гривен. Подчеркиваю, что до того, как вступит в силу этот закон, суд мог лишить права управления лица и дальше такое лицо руководила дальше ТС. И в случае остановки патрульной полицией даже 5 раз, лицо заплатила бы за год 2,5 тыс грн. Сейчас это будет адекватная мера наказания. Если же лицо повторное совершает такое правонарушение, то штраф будет 40800 грн, дополнительно лишен права управления на срок от 5 до 7 лет и возмездное изъятие ТС или без такового. То есть однозначно управлять будучи лишенным будет практически невозможно.
Оставление места ДТП
Штраф за это правонарушение был на уровне 255 грн или общественные работы на 30-40 часов или админаресте 10-15 суток. Вдруг за совершение такого правонарушения штраф повышается до 3400 гривен лишение права управления от 1 года до 2 лет или админаресте 10-15 суток.
И в случае действительно совершение такого нарушения, которое имеет большие последствия и для потерпевшего и для других лиц, за это придется отвечать уже адекватно.
Создание аварийной ситуации
Мы часто видим и опасное маневрирование и другие нарушения, которые ведут практически к ДТП, но к счастью она не случается, ранее был штраф 680 грн и лишение права управления от 6 мес до 1 года. Сейчас штраф повысился до 1445 грн, лишение права управления остается на том же уровне.
Штрафы пешеходам и велосипедистам
Повышается ответственность и пешеходов. Если раньше штраф был 51 грн, это штраф, который не пересматривался очень свыше 15 лет, то сейчас этот штраф будет 255 гривен. Это более актуальна ответственность пешеходов, ведь мы знаем, что очень часто и определенные правонарушения случаются именно по вине пешеходов.
Нарушение правил велосипедистами. Ответственность была на уровне 85, а сейчас 340 гривен.
Нарушение правил велосипедистами и пешеходами в состоянии опьянения, штраф возрастает с 136 до 680 гривен. Повторное же нарушение ПДД повышает ответственность на уровень 850 гривен, а также общественные работы от 20 до 40 часов.
Порядок предъявления документов полицейском
Если раньше было без уточнения предусмотрено, что водитель должен предъявить удостоверение водителя, свидетельство о регистрации ТС полицейскому, то теперь эта процедура уточнена в каком порядке – водитель должен предъявить способом, который позволит полицейскому прочитать и зафиксировать данные, содержащиеся в документе. На самом деле эта норма будет устранять противоречия и разные трактовки, каким же образом нужно предъявить документы полицейскому. Но при этом требования передавать удостоверение в руки милиционеру нет.
Читайте также:
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, изложенные в данном материале, являются исключительной ответственностью его авторов.